Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
УРОК ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
«ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ИЗБИРАТЕЛЕМ?»
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери своей,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой…
Н.А.Некрасов
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в нашей библиотеке. Сегодня мы с вами проведём урок гражданственности с элементами ролевой игры.
Какой бы жизненный путь ни сложился у каждого из вас, какую бы профессию и сферу деятельности вы ни выбрали, одной из главных наук для вас всегда будет правоведение. И директору фирмы, и сторожу, и медику, и аграрию, и космонавту, и водителю необходимо разбираться в государственном устройстве своей страны.
Какими законодательными актами установлены наши права на жизнь, образование, здоровье. в каких кодексах прописаны наши обязанности, какими нормативными актами предусмотрены правила избирательного процесса — всё это должен знать каждый человек.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Конституция Российской Федерации провозгласила ряд прав и свобод для россиян. Избирательное право – одно из важнейших в этом списке. Оно является неотъемлемой частью демократического государства.
Избирательное право даёт людям свободу выбора, возможность высказывать своё мнение. Именно за это боролись, да и сейчас ещё борются во многих странах. Люди хотят беспрепятственно выбирать стиль одежды и книги, работу и место жительства, вероисповедание и политические позиции, правительство и президента.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
ВЕДУЩАЯ: Избирательное право зародилось ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Свободные греки и римляне имели обязательство заниматься политикой страны; заседали в народных собраниях. Выбор народа становился законом.
Великая французская революция в XVII в. пополнила словарь цивилизованного человека такими словами, как «активное и пассивное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина».
БИБЛИОТЕКАРЬ: В нашей стране к голосу простых людей тоже прислушивались. Так, в Древней Руси воля народа высказывалась на Новгородском вече. Это яркий пример прямой демократии. И сегодня россияне не лишены права выбирать.
В Конституции РФ закреплено равное право граждан России участвовать в управлении делами государства лично или через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; участвовать в референдуме.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» от 1994 г. закрепил постоянный статус избирательных комиссий субъектов России и установил порядок их формирования.
ВЕДУЩАЯ: Многие из вас, ребята, скоро достигнут того возраста, когда можно стать избирателем. Сейчас мы и проверим ваши знания в вопросах избирательного права. А поможет нам в этом конкурс. Правила совсем простые: отвечаете на вопросы — получаете жетоны. Ответы принимаются только после поднятия руки.
КОНКУРС «ЗАКОН И ПОРЯДОК»
(Ребята отвечают на вопросы Ведущей и Библиотекаря, за правильные варианты получая жетоны)
Вопросы
ВЕДУЩАЯ: Что ж, викторина показала, что вы хорошо разбираетесь в вопросах избирательного права. И теперь нам предстоит определить двух лучших знатоков.
(Подсчёт жетонов. Определение двух победителей)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Каждый гражданин России участвует в выборах добровольно, этим он проявляет гражданскую ответственность и показывает уровень своей правовой культуры. Пока возраст не даёт вам права принимать участие в политических выборах в масштабах страны. Но сегодня у вас есть уникальная возможность почувствовать себя кандидатом на пост представителя класса или избирателем и даже поработать в избирательной комиссии.
По итогам викторины мы определили двух самых активных и эрудированных учащихся. Это ... и ... (называет имена и фамилии ребят). Выходите!
(Победители выходят)
ВЕДУЩАЯ: Теперь вы станете кандидатами на пост представителя класса. А что он будет делать? (Победители отвечают)
Правильно — решать важные проблемы, отстаивать права одноклассников, представлять ваши интересы в школе.
Сейчас кандидаты подготовят свои предвыборные программы и заполнят анкеты-представления.
(Кандидаты получают анкеты (см. ниже) и заполняют их, чтобы потом озвучить)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Пока кандидаты готовят свои предвыборные речи, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» по мотивам сказки С.Г. Козлова.
(Кандидаты заполняют анкеты. Демонстрируется фрагмент мультфильма «Трям! Здравствуйте!»)
Давайте обсудим этот отрывок. Выборы были? У кого? У Ёжика был выбор? Какой? (Выбор подарка, ехать в Тилимилитрямдию или идти на день рождения Зайца, дружить с Медвежонком или Зайцем.)
(Ребята отвечают)
А что бы сделали вы на его месте?
(Ребята отвечают. Затем Ведущая смотрит на кандидатов, те делают знак, что готовы)
ВЕДУЩАЯ: Кандидаты готовы к выступлению, давайте их поприветствуем. После каждому из них можно будет задать вопрос, касающийся его намерений на посту представителя класса.
(Выступления кандидатов. Ответы на вопросы одноклассников)
БИБЛИОТЕКАРЬ: А теперь я буду задавать каверзные вопросы кандидатам, но уже не по избирательному праву. А вы внимательно слушайте, делайте выводы и определяйтесь со своим выбором. Итак, я рассказываю о ситуации, а кандидат должен высказать свою точку зрения на неё.
Ситуация 1
В конце четверти учитель математики назначил контрольную работу на среду. Но тема была сложная, и портить оценки в классе многим не хотелось. Поступило предложение урок прогулять. Как вы на это посмотрите? А если весь класс решит прогулять урок, вы пойдёте с ребятами, несмотря на неправильность этого поступка?
(Слово кандидатам)
Ситуация 2
На диктанте по русскому языку как на грех всё время попадались непонятные слова. Чтобы выкрутиться, один из учеников стал подглядывать в тетрадь соседки. В итоге ошибки у них получились одинаковые. Учительница при всём классе объявила положительную оценку у ученика и отрицательную у ученицы. Как вы поступите на месте ученика? А на месте ученицы?
(Слово кандидатам)
Ситуация 3
В школьной столовой продавали булочки. Вкусные, хрустящие, ароматные. Очередь за ними была длинная, но вам повезло — вы купили две последние. За вами остался только второклашка... Что ж, наверное, придётся ему терпеть голод до дома. Или нет?
(Слово кандидатам)
Ситуация 4
Все знают, что Иван с детства играет в шахматы. Он часто вы-ступает на различных соревнованиях и занимает призовые места. Однажды классный руководитель попросила мальчика поучаствовать в школьном турнире по шахматам в воскресенье. Но этот день Иван уже распланировал: кино, парк аттракционов и ролики — он ждал этого всю неделю! А школьные соревнования низкого уровня, этот выигрыш даже в портфолио не положить. Что делать?
(Слово кандидатам)
ВЕДУЩАЯ: А теперь самый ответственный момент — голосование. Необходимы два добровольца, желающих поработать в избирательной комиссии.
(Выходят два ученика)
(Членам избирательной комиссии) Один из вас будет председателем, второй — его помощником. Вот вам урна для голосования, вот бюллетени. (В зал) Теперь каждый по очереди подходит и вписывает фамилию кандидата в свой бюллетень, затем опускает его в урну. Всё понятно?
Начинаем!
БИБЛИОТЕКАРЬ: А чтобы наши избиратели не заскучали, пока каждый высказывает свою волю, проведём сказочно-правовую викторину.
(Викторина проводится во время голосования.)
СКАЗОЧНО-ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА
(Ребята отвечают на вопросы Библиотекаря)
Вопросы
ВЕДУЩАЯ: Голосование окончено, теперь приступаем к подсчёту голосов. Пожалуйста, члены избирательной комиссии, подведите итоги и заполните протокол. (Передаёт им протокол)
(Члены избирательной комиссии под-считывают бюллетени и заполняют протокол (см. ниже))
БИБЛИОТЕКАРЬ: Пока работает наша комиссия, давайте пройдём специальный тест и узнаем, можете ли вы быть лидером. Итак, я читаю утверждение, а вы отвечаете «да» или «нет». (Ведущая раздаёт ребятам листы бумаги и ручки)
ТЕСТ «ПРИЗНАКИ ЛИДЕРА»
(Из книги А.С. Прутченкова «Школа жизни»)
Вопросы
БИБЛИОТЕКАРЬ: За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте общую сумму. (Определение результата и его интерпретация)
Результаты теста
1-5 балла. У вас небольшой лидерский потенциал. Скорее всего, вы просто ещё не работали над его актуализацией. Вам стоит задуматься над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите стать лидером.
4-6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном сами определяете ход вашей жизни. Но вам есть над чем поработать, чтобы в ещё большей степени контролировать события, происходящие с вами.
7-10 баллов. Вы практически полностью контролируете жизненную ситуацию. Явные лидерские наклонности притягивают к вам людей. Вы получаете удовлетворение от своей деятельности. Но будьте осторожны, старайтесь не обижать окружающих.
ВЕДУЩАЯ: Итоги выборов подведены. Прошу председателя избирательной комиссии огласить их.
(Председатель оглашает итоги голосования)
Поздравляем с победой ... (называет имя и фамилию победившего кандидата).
(Победитель подходит к Библиотекарю, та торжественно вручает ему бейдж «Классный представитель».)
Теперь именно вам предстоит отстаивать интересы учащихся вашего класса, а для этого стоит постоянно повышать свою эрудицию. В помощь вам я могу предложить информационную листовку об избирательных правах граждан России, а также книги с нашей выставки (обращает внимание ребят на экспозицию), посвященной избирательному праву в России.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Пункт 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Гражданин России старше 18 лет имеет право голоса.
В скором времени каждый из вас станет избирателем. И именно от вашей политической грамотности, вашей гражданской позиции, ваших знаний в области права, вашего выбора во многом зависит будущее России. Будьте достойными гражданами нашей великой Родины!
ВЕДУЩАЯ: Спасибо за внимание! До новых встреч!
Герасимова, Е.А. Легко ли стать избирателем?/ Е.А. Герасимова//Читаем, учимся, играем, 2018.- №5.-С.53-58.