Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ЧУДЕСА У ЗИМНЕГО КОСТРА
Новогодняя сказка
(Звучит музыка. На экране слайд — заснеженный зимний лес. Входят Январь и Декабрь, последний опирается на волшебный посох)
ЯНВАРЬ: Пора нам, братец Декабрь, к празднику готовиться — снег в лесу обновить, ветви посеребрить. Махни-ка рукавом, ты ведь ещё здесь хозяин. И волшебный посох у тебя.
ДЕКАБРЬ: А не рано ли? До Нового года ещё далеко. Вот и следы на снегу — значит, люди по лесу бродят. Завалишь тропинки снегом, им отсюда и не выбраться.
ЯНВАРЬ: А ты полегоньку начинай. Подуй ветром, помети метелью — гости и догадаются, что домой пора. Не поторопишь их, так они до полуночи шишки да сучья собирать будут. Всегда им чего-нибудь надо. На то они и люди!
ДЕКАБРЬ: Ну что ж, начнём помаленьку.
Верные слуги —
Снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Ни конному, ни пешему,
Ни леснику, ни лешему!
(На экране видео — метель в лесу, в сопровождении соответствующей фонограммы. Входят Ведущий и Библиотекарь)
ВЕДУЩИЙ: Метель-то какая разыгралась — прямо сказать, новогодняя! (Декабрю и Январю) Здравствуйте, братья-месяцы!
ЯНВАРЬ: А вы откуда нас знаете, добрые люди? Вам ведь видеть нас не полагается!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Да кто же вас не знает? Вот вы — Декабрь. (Кланяется Декабрю) Сейчас ваше время. А наступит 1 января, передадите волшебный посох своему брату. (Кланяется Январю) Про вас и сказка написана — называется «Двенадцать месяцев».
ЯНВАРЬ: Сказка? Кто это посмел наши тайны подглядеть да другим людям открыть?
ВЕДУЩИЙ: Сочинил сказку писатель Самуил Маршак. Сейчас мы с ним познакомимся.
О МАРШАКЕ, СТИХАХ И СКАЗКАХ
(Рассказ о С.Я. Маршаке сопровождается слайдами)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Маршака знают все — и дети, и взрослые. Ведь они тоже когда-то были маленькими и прыгали на месте, приговаривая:
Мой
Весёлый
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
<...>
Со стихами Маршака каждый из нас знакомится в раннем детстве, но запоминаются они на всю жизнь.
ВЕДУЩИЙ: Самуил Яковлевич дружил с замечательным поэтом Чуковским. И как-то на юбилее коллеги по перу Корней Иванович остроумно заметил, что в нашей литературе целых пять Маршаков. Один сочиняет стихи для детей. Второй — лирический поэт, автор серьёзных произведений, мудрых и глубоких. Третий — переводчик, четвёртый — сказочник. И наконец, пятый — драматург, создатель пьес, любимых многими поколениями ребят.
Но давайте обо всём по порядку.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Родился Самуил Яковлевич в Воронеже 3 ноября 1887 г. У будущего поэта была замечательная семья: отец — техник на заводе, талантливый изобретатель; мать, которая вела хозяйство; пятеро братьев и сестёр; бабушка, любившая, кстати, говорить в рифму. Жили бедно, приходилось часто переезжать.
Маршаку нравилось учиться. Можно сказать, он был вундеркиндом, то есть одарённым ребёнком. В гимназии преподаватель словесности привил ему любовь к поэзии, и Самуил уже в 11 лет переводил на русский творения древнеримского поэта Горация.
ВЕДУЩИЙ: В молодости Маршаку довелось путешествовать по миру. В 1911 г. вместе с друзьями, отплыв из Одессы на пароходе, наш герой побывал в Палестине, Турции, Греции. В этой поездке он познакомился со своей будущей женой.
А в 1912 г. Самуил Яковлевич поехал учиться в Англию. Во время каникул путешествовал по стране — пешком, «с мешком за плечами и палкой в руках». Слушал английские народные песни и работал над переводами местных баллад. Собирал детский фольклор, полный причудливого юмора. А впоследствии перевёл стихи знаменитых британских мастеров слова.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Маршак - признанный детский поэт. И пришёл он в литературу через театр. В 1920-е гг. в Краснодаре, где жил некоторое время, Самуил Яковлевич начал писать пьесы для ребят. А вернувшись в Петроград, пришёл работать в Театр юных зрителей. Он возглавлял журналы для мальчишек и девчонок, даже руководил ленинградской редакцией Издательства детской литературы. И, конечно, писал стихи.
ДЕКАБРЬ: Достойный человек!
ЯНВАРЬ: Только не пойму, как он наши тайны узнал?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Каждый писатель немного волшебник. А Самуил Маршак — ещё и мудрый. Сказка «Двенадцать месяцев» повествует и о людях, и о чудесах, которые случаются под Новый год, и о природе.
ЯНВАРЬ: Как это? Сказка — и вдруг о природе? Там же обычно всё больше короли всякие, принцы и принцессы, бедные сиротки...
ВЕДУЩИЙ: Так и в сказке Маршака всё это есть — добрая трудолюбивая Падчерица, капризная Королева, злая Мачеха... Но есть и другое — очень важная мысль о том, что природа добра к человеку, который бережно и уважительно относится к ней; но наказывает того, кто видит в ней лишь средство обогащения. Только трудолюбивым и благородным природа раскрывает свои тайны и дарит богатства.
ЯНВАРЬ: Всё так! Только ведь не всякий человек это понимает. Ох и мудрый писатель этот Маршак!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Настало время познакомиться с героями его сказки.
(Январь и Декабрь уходят)
СЦЕНКА «КОРОЛЕВСКИЙ УКАЗ»
(На экране слайд — интерьер дворца. Выходят Глашатаи (1) и (2), выносят парту и доску, затем удаляются. Входит Профессор, пишет на доске таблицу умножения. Появляется Королева. Она садится за парту, крутится, потом достаёт зеркальце и поправляет причёску)
КОРОЛЕВА: Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!
ПРОФЕССОР: Вы совершенно правы, ваше величество. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой ещё четыре строчки.
КОРОЛЕВА (садясь ровно): Ладно уж, диктуйте.
ПРОФЕССОР:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
<...>
А.Н. Плещеев «Травка зеленеет...»
КОРОЛЕВА: Я напишу только «Травка зеленеет». (Пишет) Травка зе-не...
(Входит Глашатай (1))
ГЛАШАТАЙ (1) (низко кланяясь): Ваше величество, осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.
КОРОЛЕВА (капризно, устало): Ещё писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зенелеет». Давайте сюда ваши бумажки!
(Глашатай (1) подаёт Королеве бумаги. Она подписывает документы)
ГЛАШАТАЙ (1): Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...
КОРОЛЕВА: Опять начертать!
ГЛАШАТАЙ (1) (подавая Королеве ещё один документ): ...Одно из двух слов, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».
КОРОЛЕВА (тихо считает, загибая пальцы): По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу «казнить», это короче.
(Глашатай (1) берёт бумаги и уходит)
ПРОФЕССОР (тяжело вздыхая): Ах, ваше величество, что вы написали!
КОРОЛЕВА: Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?
ПРОФЕССОР: Нет, вы правильно написали это слово — и всё-таки сделали очень грубую ошибку.
КОРОЛЕВА: Какую же?
ПРОФЕССОР: Решили судьбу человека, даже не задумавшись!
КОРОЛЕВА: Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.
ПРОФЕССОР: И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!
КОРОЛЕВА: Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала... И под конец, наверное, сошла бы с ума... Но, к счастью, я вас не слушаюсь. Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!
ПРОФЕССОР: Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет семью восемь?
КОРОЛЕВА: Не помню что- то... Это меня никогда не интересовало... А вас?
ПРОФЕССОР: Разумеется, интересовало!
КОРОЛЕВА: Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.
ПРОФЕССОР: Как угодно вашему величеству... (Грустно и покорно собирает книги)
КОРОЛЕВА (ставя локти на стол и рассеянно следя за Профессором): Право же, хорошо быть Королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?
ПРОФЕССОР: Не смею сказать, ваше величество!
КОРОЛЕВА: Ничего, я разрешаю.
ПРОФЕССОР (робко): Поставил бы в угол...
КОРОЛЕВА: Бедная простая школьница! Вы, оказывается, очень жестокий старик. А вы знаете, что я могу вас казнить? И даже сегодня, если захочу!
ПРОФЕССОР (роняя книги): Но чем же я прогневал ваше величество?
КОРОЛЕВА: Не догадываетесь? Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются!
ПРОФЕССОР: Ваше величество, клянусь жизнью, я больше не буду с вами спорить, если это вам неугодно!
КОРОЛЕВА: Клянётесь жизнью? Ну хорошо. Тогда давайте продолжать наш урок. Спросите у меня что-нибудь.
ПРОФЕССОР: Сколько будет шестью шесть, ваше величество?
КОРОЛЕВА (смотрит на него, наклонив голову набок): Одиннадцать.
ПРОФЕССОР (грустно): Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет...
КОРОЛЕВА: Сколько да сколько! Какой вы любопытный. Спрашиваете, спрашиваете... Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное. Что-нибудь новогоднее... Ведь сегодня канун чудесного праздника.
ПРОФЕССОР (кивая в знак согласия): Ваш покорный слуга. Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев! Месяцы идут один за другим. И никогда ещё не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь — раньше августа.
КОРОЛЕВА: А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?
ПРОФЕССОР: Это невозможно, ваше величество.
КОРОЛЕВА: Вы опять?
ПРОФЕССОР (умоляюще): Не я возражаю вашему величеству, а наука и природа! Ведь каждый месяц приносит нам что-то особенное. Декабрь, январь и февраль дарят катание на коньках, новогоднюю ёлку, масленичные балаганы; в марте начинается снеготаяние; в апреле выглядывают первые подснежники...
КОРОЛЕВА: Вот я и мечтаю, чтобы уже был апрель. Хочу подснежники! Я их никогда не видала. Завтра новогодний приём, и я требую, чтобы они были у меня на столе.
ПРОФЕССОР: Ваше величество, но законы природы!..
КОРОЛЕВА (перебивая его): Я издам новый закон природы! А вы садитесь за мою парту и пишите.
(Профессор садится за парту, Королева ходит и диктует)
Теперь я вам буду диктовать. (Задумывается) «Травка зенеле-ет, солнышко блестит». Да-да, так и пишите. Ну! «Травка зенеле- ет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски...»
Что бы им такое пообещать? Ну вот, придумала. Пишите. «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине». Давайте перо — я начертаю своё высочайшее имя! (Быстро ставит закорючку и машет листком, чтобы чернила скорее высохли)
ПРОФЕССОР: Воля ваша, Королева!..
КОРОЛЕВА: Да-да, воля моя, и вы должны её исполнить!
(Королева и Профессор уходят. На экране слайд — старинный город. Входят Глашатаи (1) и (2) со свитками в руках. Звучат фанфары)
ГЛАШАТАЙ (1):
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
ГЛАШАТАЙ (2):
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
ГЛАШАТАЙ (1):
Кто отрицать посмеет,
Что ласточка летит,
Что травка зеленеет
И солнышко блестит?
ГЛАШАТАЙ (2):
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветёт!
ГЛАШАТАЙ (1): Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!
ГЛАШАТАЙ (2): Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски! Мы пожалуем ему столько золота, сколько поместится в его корзине!
ГЛАШАТАЙ (1): На подлинном собственной её величества рукой начертано: «С Новым годом! С первым апреля!»
ГЛАШАТАЙ (2) (хлопая ладонью о ладонь): Брр!.. Холодно!..
(Глашатаи уходят. На экране слайд — обложка книги «Двенадцать месяцев»)
ВЕДУЩИЙ: Ребята, вы уже догадались, что перед нами необычная сказка. Волшебные истории бывают разные. Есть фольклорные — их создал народ и долгие века отделывал, «шлифовал», передавая из уст в уста. Приведите примеры народных сказок.
(Ребята отвечают: «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк» и т. д.)
Верно! А вот сказка, о которой мы говорим,—литературная. Она написана автором, но опирается на фольклорную традицию. В основе — сюжет чешской народной сказки «Двенадцать месяцев».
БИБЛИОТЕКАРЬ: А назовите-ка ещё истории со схожим сюжетом.
(Ребята отвечают: «Морозко» — русская народная, «Госпожа метелица» — братьев Гримм, «Золушка» — Ш. Перро)
Версия нашего героя одновременно похожа и не похожа на эти истории. Общий мотив такой: девушка попадает в беду, а братья ей помогают. Мачеха везде злая, а падчерица добрая и кроткая. В народных сказках характеры заданы раз и навсегда, персонажи не меняются к финалу.
ВЕДУЩИЙ: Самуил Яковлевич обогатил знакомые сюжеты своими находками. Здесь всё иначе. Главная героиня у Маршака не только трудолюбивая, но и весёлая, может за себя постоять. Давайте убедимся в этом, посмотрев ещё одну сценку.
СЦЕНКА «КТО В ЛЕС ПОЙДЁТ?»
(На экране слайд — деревянная изба, печка, окно, украшенное морозными узорами. Слышно завывание вьюги. Выходят Мачеха и Дочка. Старуха принимается за вязание, а Дочка разглядывает две корзины — побольше и поменьше)
ДОЧКА (держа в руке маленькую корзинку): А что, мама, в эту корзинку много золота войдёт?
МАЧЕХА: Да, немало.
ДОЧКА: На шубку хватит?
МАЧЕХА: Что там на шубку, Доченька! На полное приданое хватит: и на шубки, и на юбки. Да ещё на чулочки и платочки останется.
(Дочка ставит маленькую корзинку на пол и берёт большую)
ДОЧКА: А в эту сколько войдёт?
МАЧЕХА: А уж тут и говорить нечего. На золоте пить- есть будешь, в золото оденешься, в золото обуешься, золотом уши завесишь.
ДОЧКА: Ну так я эту корзинку и возьму! (Вздыхая.) Одна беда — подснежников не найти. Видно, посмеяться над нами захотела Королева.
МАЧЕХА: Молода, вот и придумывает всякую всячину.
ДОЧКА: А вдруг кто-нибудь пойдёт в лес да и наберёт там подснежников? И достанется ему вот этакая корзина золота! Надену-ка я свою шубейку да попробую поискать.
МАЧЕХА: Что ты, Доченька! Я тебя за порог не выпущу. Погляди в окошко, какая метель разыгралась! Замёрзнешь в лесу.
ДОЧКА: Ну так вы сами в лес ступайте. Наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.
МАЧЕХА: Что же тебе, деточка, родной матери не жалко?
ДОЧКА: И вас жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко!
МАЧЕХА: Нечего сказать, хороша дочка! В такую погоду хозяин собаку на улицу не выгонит, а она мать выставляет.
ДОЧКА: Ну, если сами идти не хотите и меня не пускаете, так пусть хоть сестра сходит.
МАЧЕХА: А ведь и правда! Отчего бы её не послать? Лес недалеко, сбегать недолго. Наберёт она цветочков — мы тобой их во дворец снесём, а замёрзнет — ну, значит, такая её судьба. Кто о ней плакать станет?
ДОЧКА: Да уж верно не я. До того она мне надоела, сказать не могу. За ворота выйти нельзя — все соседи только про неё и говорят: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница — золотые руки!», «Красавица — глаз не отвести!» Дадим ей корзину побольше, что я для себя выбрала.
МАЧЕХА: Что ты, Доченька! Эта корзина новая, недавно куплена. Ищи её потом в лесу. (Указывая на корзину поменьше.) Вон ту дадим — пропадёт, так не жалко.
(Входит Падчерица. Снимает платок, подходит к «печке», греет руки)
ПАДЧЕРИЦА: Так метёт, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идёшь. Еле до дому добралась.
МАЧЕХА: На то и зима, чтобы метель мела.
ПАДЧЕРИЦА: Нет, такой вьюги за целый год не было, да и не будет.
ДОЧКА: А ты почём знаешь, что не будет?
ПАДЧЕРИЦА: Да ведь нынче последний день в году!
ДОЧКА: Вон как! Видно, ты не очень замёрзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе ещё кое- куда сбегать. В лес!
ПАДЧЕРИЦА: В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.
ДОЧКА: Да не за хворостом, а за подснежниками!
ПАДЧЕРИЦА (смеясь): Вот разве что за подснежниками — в такую- то вьюгу! А я сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть немудрено.
ДОЧКА: А я не шучу. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберёт, Королева целую корзину золота даст! (Передаёт Падчерице корзинку) Вот тебе корзинка. Иди скорей! Ведь цветы-то к празднику нужны.
ПАДЧЕРИЦА: Не пойду я! Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу!
ДОЧКА: А что же, мне вместо тебя идти?
ПАДЧЕРИЦА (опустив голову): Да ведь не мне золото нужно...
ДОЧКА: Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается! (Падчерице) Ну, пойдёшь или нет? Отвечай прямо! Где моя шубейка? (Со слезами в голосе) Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям)
МАЧЕХА (хватая её за полу): Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице) А ты — платок на голову, корзину в руки и вперёд!
ДОЧКА: Иди и без подснежников не возвращайся!
(Падчерица медленно повязывает платок, берёт корзину и уходит)
МАЧЕХА: И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует! Закрой хорошенько, Доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.
(Мачеха и Дочка уходят)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Скажите, ребята, а какова главная особенность сказки Маршака «Двенадцать месяцев» в сравнении, например, с «Золушкой» Шарля Перро?
(Ребята отвечают)
Правильно, это пьеса, она предназначена для постановки на сцене. У неё даже подзаголовок такой: «Драматическая сказка». А слово «драма» в переводе с греческого языка означает «действие». Поэтому, читая историю Маршака или смотря инсценировку, мы прежде всего обращаем внимание на то, какие поступки совершают герои, как всё начинается (это называется «завязка», в нашем случае — момент, когда Королеве взбрело в голову среди зимы получить корзину подснежников).
ВЕДУЩИЙ: Затем следует развитие событий, достигает высшей точки, после чего наступает развязка. Пьеса разделена на четыре действия, каждое включает несколько картин, отражающих смену мест, куда попадают герои: дворец, лес, избушка...
И поскольку перед нами драматическая сказка, мы слышим не голос автора, рассказывающий нам о том, как «давным-давно в тридевятом королевстве...», а диалог, то есть разговор действующих лиц. Диалог — не просто реплики персонажей, он позволяет автору раскрыть их характеры перед нами, зрителями. Это называется «речевая характеристика». Так, например, по высказываниям Королевы мы можем догадаться, что она капризная и своенравная. Вспомните, как отличаются реплики Падчерицы и Дочки в той сценке, что мы только что видели.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Сказка Маршака богата фольклорными мотивами: тут и легенды (солдат рассказывает о том, как под Новый год можно повстречать двенадцать месяцев), и считалки, и загадки, и песни, даже заклинания и заговоры (их произносят братья).
Но иногда автор вкладывает в уста персонажей развёрнутые высказывания, обращённые к другим или даже к самому себе. Это уже монолог, речь одного человека. Обычно в монологах герои проговаривают что-то очень важное.
ВЕДУЩИЙ: Давайте посмотрим ещё одну сценку.
СЦЕНКА «ВОЛШЕБСТВО БРАТЬЕВ МЕСЯЦЕВ»
(На экране слайд—заснеженный лес. Выходит Падчерица с корзинкой, садится на пенёк)
ПАДЧЕРИЦА: Не пойду дальше. Тут и останусь. Всё равно где замерзать. И не знаю, куда я зашла. Ни вперёд, ни назад дороги не найти. Ау! Помогите! (Прислушивается) Нет, никто не отзывается. (Вглядывается в сторону кулис) Что-то светится — вон там, далеко... А вдруг это волчьи глаза? Да нет, они должны быть зелёные, а это золотой огонёк. Неужто костёр?.. Так и есть. (Уходит)
(На экране слайд — разгорается костёр. Выходят братья месяцы)
ЯНВАРЬ:
Гори, гори ярче —
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
МЕСЯЦЫ (вместе):
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
ИЮНЬ:
Гори, гори с треском!
Пусть по перелескам,
Где сугробы лягут,
Будет больше ягод.
МАЙ:
Пусть несут в колоду
Пчёлы больше мёду.
ИЮЛЬ:
Пусть в полях пшеница
Густо колосится.
МЕСЯЦЫ (вместе):
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Выходит Падчерица и кланяется)
ПАДЧЕРИЦА: Добрый вечер!
ЯНВАРЬ: И тебе вечер добрый.
ПАДЧЕРИЦА: Позвольте мне у костра погреться.
ЯНВАРЬ (братьям): Ну как, братья, позволим или нет?
ФЕВРАЛЬ (качая головой): Не бывало ещё такого случая, чтобы кто-нибудь, кроме нас, у этого костра сидел.
АПРЕЛЬ: Не бывать-то не бывало. Это правда. Да уж если пришёл кто на огонёк наш, так пусть греется.
МАЙ: Пусть! От этого жару в костре не убавится.
ДЕКАБРЬ: Ну, подходи, красавица, подходи, да смотри, как бы не сгореть тебе. Видишь, костёр у нас какой — так и пышет.
ПАДЧЕРИЦА: Спасибо, дедушка. (Подходит к «огню», ставит корзинку на пол и греет руки) Хорошо-то как! До самого сердца тепло стало. Отогрелась я. Спасибо вам.
ЯНВАРЬ: А что это у тебя в руках, девушка? Корзинка никак? За шишками ты, что ли, пришла под самый Новый год, да ещё в такую метелицу?
ПАДЧЕРИЦА: Не по своей воле я пришла и не за шишками.
АВГУСТ (усмехаясь): Так уж не за грибами ли?
ПАДЧЕРИЦА: Не за грибами, а за цветами... Прислала меня Мачеха за подснежниками.
МАРТ (смеясь и толкая в бок Апрель): Слышишь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, принимай! (Братья месяцы смеются)
ПАДЧЕРИЦА: Я бы и сама посмеялась, да не до смеху мне. Не велела мне Мачеха без подснежников домой возвращаться.
ФЕВРАЛЬ: На что же ей среди зимы подснежники понадобились?
ПАДЧЕРИЦА: Не цветы ей нужны, а золото. Обещала наша Королева его целую корзину тому, кто принесёт во дворец подснежники. Вот меня и послали в лес...
ЯНВАРЬ: Плохо твоё дело, голубушка! Не время теперь для подснежников — надо Апреля- месяца ждать.
ПАДЧЕРИЦА: Я и сама знаю, дедушка. Да деваться мне некуда. Ну, спасибо вам за тепло и за привет. (Берёт корзинку и медленно идёт к кулисам)
АПРЕЛЬ: Погоди, девушка, не спеши! (Подходит к Январю и кланяется ему) Братец Январь, уступи мне на час своё место.
ЯНВАРЬ: Я бы- уступил, да не бывать Апрелю прежде Марта.
МАРТ: Ну, за мной дело не станет. Что ты скажешь, братец Февраль?
ФЕВРАЛЬ: Ладно уж, и я уступлю, спорить не буду.
ЯНВАРЬ: Если так, будь по-ва-шему! (Ударяет посохом о землю)
(Звучит музыка. Январь передаёт посох Февралю, тот — Марту, а он — Апрелю. Музыка стихает. На экране слайды с заснеженным лесом сменяются весенними пейзажами, изображением поляны с подснежниками)
АПРЕЛЬ (Падчерице): Что же ты стоишь? Торопись! Нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
ПАДЧЕРИЦА: Да как же всёэто случилось? Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею! (Убегает)
ЯНВАРЬ :(вполголоса): Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые. Мы, зимние месяцы, её часто видим. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе — поёт. А нынче вот приуныла...
(Возвращается Падчерица. В руках у неё корзинка, полная подснежников)
Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.
ПАДЧЕРИЦА: Никогда я столько подснежников не видела. Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Если бы не вы, не видать мне больше ни солнышка, ни цветочков весенних. Спасибо тебе, Апрель-месяц! Всегда я тебе радовалась, а теперь, как в лицо тебя увидела, так уж никогда не забуду!
АПРЕЛЬ: А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память. (Передаёт Падчерице колечко) Смотри на него да вспоминай меня. Если случится беда, брось и скажи:
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
Мы и придём к тебе на выручку — все двенадцать, как один, — с грозой, с метелью, с весенней капелью! Ну что, запомнила?
ПАДЧЕРИЦА: Запомнила. (Повторяет)
...Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
Прощайте, братья месяцы!
МЕСЯЦЫ (вместе): Прощай, сестрица!
(Падчерица убегает, за ней уходят братья месяцы.
На экране слайд — иллюстрация к сказке)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Вот ещё одна особенность пьесы-сказки: здесь мы не найдём рассказа в форме повествования или описаний. Маршак не говорит нам, как выглядит зимний лес, не обрисовывает внешность героев. Когда мы смотрим спектакль «Двенадцать месяцев», тут всё понятно — режиссёр и актёры сами трактуют авторский замысел. А вот когда мы читаем про себя или вслух, просыпается наше воображение — мы сами домысливаем, какого цвета глаза у Падчерицы или как воет вьюга. Писатель нас только направляет. Но как? В пьесе он скрыт за персонажами. Словно кукловод в театре — его не видно, но именно он руководит действием.
ВЕДУЩИЙ: Автор проявляется в ремарках, то есть в пояснениях, которыми он сопровождает диалоги героев или предваряет каждую сцену. Ремарки позволяют нам ясно представить картину зимнего леса, где трещит мороз, снег падает с деревьев, мерцает огонёк костра. Они поясняют, что делают герои («убегает», «прячется»), раскрывают их душевное состояние (Падчерица «смеётся»), передают интонацию («жалобно»).
По воле писателя справедливость торжествует: жадные Мачеха с Дочкой превращаются в собак, капризная Королева учится извиняться и просить. А добрые герои оказываются вознаграждены — у Профессора и Солдата исполняются желания, Падчерица получает щедрые подарки.
БИБЛИОТЕКАРЬ: В этой победе добра над злом видна традиция русских народных сказок. Скажите, ребята, почему в их финале герой всегда получает по заслугам? Случайно ли он находит какой-нибудь волшебный предмет или встречает помощников?
(Ребята отвечают)
Конечно, не случайно. Награда достаётся искреннему, бескорыстному, терпеливому. И в сказке Маршака так. Почему братец Апрель помог девушке? Он отметил не столько кротость сиротки, сколько её стойкость, весёлый нрав, трудолюбие. Обладая этими качествами, уверен автор, человек может добиться счастья.
ВЕДУЩИЙ: Эта сказка учит нас верить в чудеса, никогда не терять надежду и не отчаиваться в любых ситуациях, и тогда добро обязательно победит зло.
(На сцену выходят все герои инсценировок)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Итак, познакомившись с замечательным писателем Самуилом Маршаком и его сказкой «Двенадцать месяцев», мы с вами убедились, что лучшие детские книги говорят со своими читателями о вполне взрослых вещах, говорят с уважением, весело и талантливо. Они производят глубокое впечатление на читателя, запоминаются на всю жизнь и не стареют!
АПРЕЛЬ: Не забывайте нас, дорогие друзья, почаще заглядывайте в нашу сказку!
ЯНВАРЬ: Ну что, братец Декабрь, отдавай мне волшебный посох. Наступает Новый год!
ДЕКАБРЬ (передавая посох Январю): Держи, братец Январь.
(На экране слайд — большой костёр)
ЯНВАРЬ:
Догорай, костёр, дотла,
Будет пепел и зола.
Разлетайся, синий дым,
По кустарникам седым,
До вершин окутай лес,
Поднимайся до небес!
АПРЕЛЬ: -
Тает месяц молодой.
Гаснут звёзды чередой.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.
Солнце за руки ведёт
Новый день и Новый год!
(Все действующие лица выходят вперёд и кланяются зрителям)
Рогова, М.С. Чудеса у зимнего костра /М.С. Рогова // Читаем, учимся, играем, 2018.- № 12.- С. 24-31.