Включить версию для слабовидящих

Викторина для юных космонавтов

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

ВИКТОРИНА ДЛЯ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ
«12 апреля – День космонавтики»

ЗЕМЛЯ, ПОКЛОНИСЬ ЧЕЛОВЕКУ
(Отрывок из поэмы)

Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой — это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет Высоким?
Реки вспаивают поля,
Города над рекой —
В заре,
И, как сердце, летит Земля,
Перевитая жилами рек.
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звезд,
Но   трудней   на   Земле   найти
Путь,
Что в сердце своем пронес,
Что рекою прошел по Земле,
Что навеки связал города,
Что лучом бушевал во мгле,
Освещая твои года.
Нелегко,
Но ты должен найти
Путь,
Что в сердце до звезд
Донес,
Путь земной — продолженье пути
До сегодняшних ярких звезд...
...Мы прошли испытанья
И льдом,
И мечом,
И золой,
Раньше всех мы хлебнули сверх меры
И радость,
И горесть.
Посмотри,
Что за сила
К бессмертью тебя привела,
Чабаны, сталевары —
Рабочие новой истории.
 Впереди еще будут дела!
И какие дела!
А пока
Поздравляй   нас,   Гагарин,
С победою!
Здорово!
Все цветы!
Все улыбки
Растроганной милой Земли!
Все плакаты!
Все флаги великих земных восстаний!
Молодые девчата
Тебе, дорогой, принесли!
Ветераны Земли
При твоем появлении
Встали!..
О. Сулейменов

ПАМЯТИ ГАГАРИНА

Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли   смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней...
В тот день она как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть, родней.
Ах, этот день, невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой —
На маленькой Земле — зачем же войны,
Зачем же все, что терпит род людской?
И неизменен жребий величавый,
На нем горит печать грядущих дней.
Что может смерть с такой поделать славой?
Такая неподсудна даже ей.
Все так, все так. Но где во мгле забвенной
Вдруг канул ты, нам не подав вестей,
Не тот, венчанный славою нетленной,
А просто человек среди людей;
Тот свойский парень, озорной и милый,
Лихой и дельный, с сердцем не скупым,
Кого еще до   всякой славы было
За что любить,— недаром был любим.
Ни полуслова, ни рукопожатья,
Ни глаз его с бедовым огоньком
Под сдвинутым чуть набок козырьком...
Ах, это день с апрельской благодатью.
Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью,
Где он мальчонкой лазал босиком...
А.Твардовский

ЗОВУТ КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ

   К славному празднику — Дню космонавтики предлагаем игровую программу — «Приглашает космодром». В эту программу включена серия так называемых тренировочных игр. Они развивают сноровку и внимание, ловкость и находчивость — качества, нужные любому человеку, а космонавту — особенно.
   Для игр можно создать постоянные или сменные команды, это зависит от желания ребят и самих организаторов. Хорошо бы каждой команде приготовить шапочки и шевроны, которые легко можно прикрепить к костюму. Подберите музыку, которая будет сопровождать соревнования, тогда они пройдут веселее. Сколько будет человек в каждой команде — тоже решите сами. В программу игр включены соревнования и викторины для болельщиков,  так что никому не  будет скучно.
    Итак, представьте себе, что две команды готовятся лететь в космос. Добро пожаловать на космодром!

ЦЕНТРИФУГА

   Для обеих команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски, за ними турник или брусья, а дальше два щита, на которых в беспорядке изображены цифры от одного до тридцати, здесь же на шнурке висит указка.
   Задание: первые номера совершают обороты на стульях, затем не мешкая бегут по доске, пять раз подтягиваются на брусьях и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко и по порядку называют цифры. За правильностью ответов следят помощники ведущих. Вернувшись к команде, первые номера хлопают по плечу следующих игроков, и те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает вымпел и ставит его на свою стойку.

НЕДОСТАЮЩАЯ ДЕТАЛЬ

   Всем известно, какие фантастические картины создает наш замечательный космонавт Леонов. Некоторым космонавтам тоже приходилось рисовать во время полета на космическом корабле. Попробуем свои силы и мы.
     На конкурс космонавтов-художников приглашаются по одному участнику от каждой команды.
  — Представьте себе,— говорит ведущий,— что перед вами картина, на которой, как вас уверяют, что-то не дорисовано. Вам показывают другие картины — опять та же история: в каждой не хватает какой-то существенной детали. Соревнующиеся должны быстро дополнить сюжет картины, проявляя при этом максимум воображения, наблюдательности и, конечно, художественного вкуса.

ЧЬЯ РАКЕТА БЫСТРЕЕ

   Это соревнование еще называется «летающие колпачки», только у нас вместо склеенных из бумаги колпачков две бумажные ракеты, нанизанные на прочные нити. Нити натянуты на высоте 1,5 метра. Если дуть равномерно в колпачок-ракету, то она заскользит по натянутой нити. В соревновании могут участвовать столько человек, сколько нитей вы сможете протянуть. Это как бы разрядка, веселая переменка для юных космонавтов. Впереди у них — задания посложней.
   Итак, ракеты выстроены в ряд. Ведущий считает: «Четыре, три, два, один. Старт!» Чья ракета быстрее достигнет цели?

ЦВЕТЫ В КОСМОСЕ

   Командам выдаются цветная бумага, проволока и цветочный горшок. Нужно «вырастить» цветы в космосе за 5 минут. Кто больше сделает красивых цветов и «посадит» их в горшок?

 НЕВЕСОМОСТЬ

   Ну, конечно, в настоящей невесомости вам побывать пока не удастся. А в придуманной — можно. Как же создать невесомость в спортивном зале? Предложите соревнующимся влезть по канату совсем невысоко и затем дайте им в левую руку (правой они держатся за канат) мячик. Сколько раз, раскачиваясь на канате, они смогут подбросить и поймать мячик левой рукой?

МОНТАЖНИКИ

   В космосе найдется работа и для умелых рук. Космонавты ведут сварку, монтаж, выполняют другие работы. Нашим командам предстоит смонтировать из деталей конструктора модель робота или ракеты, изображенных на чертеже или уже выполненных из тех же деталей. Можно придумать еще несколько моделей для этого состязания. Жюри оценит быстроту и прочность работы.

КОСМИЧЕСКИЕ АДРЕСА

   Следующее задание посерьезнее. Соревнуются космические экипажи. Помощники устанавливают на стенде «планетарий». Это щит с рейками, на которые набиты гвоздики для табличек. Табличек две пачки, по двенадцать штук в каждой. Взяв одну пачку, ведущий говорит: «Как видите, здесь названы самые яркие звезды — Вега, Арктур, Капелла, Альдебаран, Денеб, Поллукс, Антарес, Альтаир, Спика, Регул. Космонавт должен знать небо так же хорошо, как родную Землю. Дается задание штурманам экипажей: указать адрес каждой звезды, то есть назвать созвездие, где она находится».
   Штурманы получают по шесть табличек, их нужно развесить напротив названий звезд. Таблички подобраны таким образом, чтоб одной команде достались адреса первых шести звезд, а другой остальные. Команда может помогать штурманам в этом соревновании.
   Названия созвездий-адресов: Лира, Лебедь, Скорпион, Орел, Орион, Большой Пес, Лев, Волопас, Близнецы, Дева, Возничий, Телец.

БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА

   По одному человеку от команды выходят к стенду. На нем два чертежа: взаимное расположение созвездий Большой и Малой Медведицы в разное время ночи.
  «Перед вами часть звездного неба,— говорит ведущий.— На левом и на правом рисунках изображены созвездия, которые вы не раз видели. Один рисунок сделан поздним вечером, другой — ближе к рассвету. Но вот что установлено: один из чертежей правильный, а в другом допущена неточность, весьма заметная для глаза. Попробуйте найти ошибку и объяснить ее. Тот, кто раньше ответит, заработает очко своей команде».

КОЛЬЦА САТУРНА

   Теперь — снова разминка. Обычный глобус можно на время превратить в планету Сатурн, раскрасить его и укрепить на нем неподвижное кольцо. Из плотного картона вырезаются и раскрашиваются десять колец такого диаметра, чтобы они свободно набрасывались на макет Сатурна. Игроки набрасывают кольца по очереди с расстояния 3—4 метра.

ОДЕТЬ  КОСМОНАВТА!

   На двух фанерных щитах изображена фигура космонавта. Но он без космического костюма, в обычной тренировочной форме. Его нужно срочно одеть к полету. Каким образом? В щит с рисунком вбиты маленькие гвоздики, на каждый гвоздик надевается квадрат, на котором нарисована деталь костюма. Если квадратики повесить правильно, космонавт будет готов к полету. Играть могут два человека или две команды (тогда они вешают квадратики по очереди).

КРЕСЛО КОСМОНАВТА

   Итак, космонавт одет и готов к полету. Он садится в кресло космонавта. У нас это кресло заменит стул. Каждый участник садится на свой стул и старается собрать (по команде) расположенные вокруг стула 10 предметов, не покидая его. Расстояние до предметов около полутора метров. Предметы собраны, помощники быстро расставляют их для следующего игрока. Чья команда быстрее справится с заданием?

СРОЧНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

   К вам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полон самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в этом космическом багаже и найти ему место. Ведущий приглашает четырех участников (по два от команды) к столу, накрытому газетой. «Прошу вас внимательно осмотреть все предметы, прибывшие на корабль с Земли,— говорит ведущий, поднимая газету.— На осмотр дается одна минута». Затем ведущий закрывает предметы газетой и предлагает за три минуты составить их список на листе бумаги.
   Чтобы выиграть состязание, нужно иметь перевес в списке хотя бы на один предмет. Но проигравшие могут вернуть себе очко, если потом остроумно определят назначение того или иного предмета на космическом корабле. Здесь уже все зависит от вашего чувства юмора.

ВИКТОРИНА ДЛЯ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ

Распределите сами вопросы, которые ведущие будут задавать командам и болельщикам, чтобы заполнить паузы (они могут возникнуть во время перестановок очередного реквизита или выполнения командами сложного задания, требующего определенного времени).

  1. Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики? (К. Э. Циолковский)
  2. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы Советского Союза в освоении космоса. (Академик С. П. Королев)
  3. Какая дата стала началом космической эры человечества? (4 октября 1957 года. В этот день в СССР был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли)
  4. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (День космонавтики в нашей стране, как и Международный день космонавтики, отмечается 12 апреля, в день первого космического рейса Юрия Гагарина)
  5. На  какую  дальнюю  планету Солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны? (На планету Венера 1 марта 1966  года станция «Венера-3» доставила вымпел Советского Союза)
  6. Может  ли  на  Луне  работать  барометр-анероид? (Этот прибор на Луне действовать не будет, так как на ее поверхности нет атмосферы)
  7. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле)
  8. Сколько времени  будет гореть спичка на  Луне? (Вспыхнет лишь головка спички, которая содержит в своем составе кислород)
  9. Можно ли на поверхности планеты Венера ориентироваться по Солнцу и звездам? (Нельзя. Небо Венеры покрыто мощным слоем не прозрачных облаков)
  10. Космонавт,   находясь   на   Марсе,   рассматривает звездное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли? Что он может увидеть еще? (Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землей и Марсом ничтожно мало по сравнению с расстоянием до звезд. А еще космонавт может увидеть нашу Землю)
  11. Можно ли вывести искусственный спутник Земли на такую орбиту, чтобы он «завис» над какой-нибудь точкой земной поверхности? (Можно. Для этого необходимо вывести спутник на круговую орбиту, лежащую в плоскости экватора, и сообщить ему скорость в направлении вращения Земли. На определенной высоте (около 40 тысяч км) угловая скорость вращения спутника совпадет с угловой скоростью вращения Земли вокруг оси. Лежащая на такой высоте круговая экваториальная орбита называется стационарной)
  12. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно, так как вес они потеряют, а их масса мала. Эспандер же можно использовать с успехом и в невесомости — ведь физические усилия приходится применять при растяжении его пружин)
  13. В чем заключается разница между метеором и метеоритом? (Метеор — атмосферное явление (сгорание космических частиц в воздухе). Метеорит — небесный камень, упавший на Землю)
  14. Когда мы ближе к Солнцу, зимой или летом? (Зимой Земля находится в перигелии, то есть в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты)
  15. Назовите  хотя бы  пять  персонажей из  научно-фантастических произведений об освоении космоса. (Можно назвать такие имена:  Мишель Ардан и мистер Варбикен из романа Ж. Верна «Из пушки на Луну», Кейвер — из романа Г. Уэллса «Первые люди на Луне», Лось, Гусев — герои романа А. Толстого «Аэлита»,   Эрг  Hoop   из  романа   И.   Ефремова   «Туманность Андромеды» и других)
  16. Какое отношение имеет первая космическая скорость к искусственным спутникам Земли, а вторая — к межпланетным полетам? Какой скорости нужно достигнуть, чтобы полететь к другим звездным мирам? (Первая космическая скорость — 7,9 километра в секунду, вторая — 11,2 километра в секунду, третья — 16,7 километра в секунду. Первая космическая скорость дала возможность запуска искусственных спутников Земли, вторая — обеспечила межпланетные полеты. Чтобы вырваться из сферы притяжения Земли и Солнца, то есть вылететь за пределы Солнечной системы, нужно достичь третьей космической скорости)
  17. В архивах царской охранки уже после Октября обнаружена схема реактивного летательного аппарата разработанная в 1881 году революционером-народовольцем и изобретателем за несколько дней до казни, революционер? (Н.И. Кибальчич)
  18. Какую скорость нужно преодолеть ракете, чтобы стать спутником Солнца? (Вторую космическую скорость — 11,2 км в секунду)

12 апреля – День космонавтики// Затейник: Альманах. Вып.34.- М.: Молодая гвардия, 1986.- С. 20-25.

 

 

2         425