Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Великий Петр, твой каждый след
Для сердца русского есть памятник священный,
И здесь, средь гордых скал, твой образ незабвенный
Встает в лучах любви, и славы, и побед.
Нам святы о тебе преданья вековые,
Жизнь русская тобой еще озарена,
И памяти твоей, Великий Петр, верна
Твоя великая Россия!
1853
Вяземский Петр
Иван Константинович Айвазовский (29 июля 1817 - 19 апреля 1900) - русский художник-маринист и баталист армянского происхождения, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
В 1846 году живописец Главного морского штаба И.К. Айвазовский создал ряд батальных произведений, посвященных событиям Северной войны со шведами: морским битвам при Ревеле, Выборге. Одна из таких картин была посвящена образу Петра Первого, картина носит название «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».
Красная Горка (Большая Ижора) сыграла роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. В «Походном журнале» 1710 года записано, что галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки», где Петр, управляя яхтой «Лизетта», нашел укрытие ото льдов. Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко».
Айвазовский запечатлел эпизод, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком. Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе. Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки.
Картина «Петр I при Красной горке» показывает зрителям сильный шторм, заставший Балтийский флот в Финском заливе. Яркие вспышки молний освещают корабли, и предвещают им гибель. На переднем плане картины художник изобразил скалистый берег, где, несмотря на непогоду, горит костер, зажженный Петром I, который добрался до берега с одним из матросов. Петр при помощи костра указывает путь кораблям в эту страшную ночь. Высокие ревущие волны с неистощимой яростью набросились на флотилию, темное грозовое небо и разъяренная морская стихия вступили в союз против человека. Но человек не растерялся. Этот человек — Пётр. Он осветил путь кораблям, и теперь они так просто не сдадутся буре. Пусть ветер свистит и бешено рвет паруса, человек оказывается сильнее природы, его воля сломит ярость волн. Свет, зажженный Петром на берегу, воодушевил моряков, и они, воспрянув духом, продолжают бороться со стихией.
Питер ван дер Верфф (1665 – 26 сентября 1722) – нидерландский художник. Писал на исторические темы, но чаще всего – жанровую живопись.
В 1697 году Пётр Первый приехал в Голландию. В первые годы правления Петр I сосредоточился на внешней политике — войне с Османской империей. В 1697–1698 годах он даже собрал Великое посольство для поездки в Европу, чтобы найти союзников в борьбе со своим главным врагом. Но поездка по Голландии, Англии и другим странам дала и иные результаты — Петр I вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями и сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Петр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.
Будущий Российский император изображен в возрасте двадцати пяти лет. Русский царь одет в шёлковое платье восточного типа, подпоясанное широким шёлковым кушаком. В правой руке он сжимает золотой скипетр, как знак царского достоинства и жезл военачальника, а левой упирается в бок. На поясе подвешена сабля с рукоятью, отделанной золотом и полудрагоценными камнями. Слева от государя в почтительной позе стоит калмык, держащий в руках царскую шашку. На заднем плане виден полевой царский шатёр, на куполе которого Российский государственный герб. В отдалении написан город Азов, покорённый русскими войсками под предводительством Петра Первого в 1696 году.
Портрет Петра, написанный Питером Верфом, одно из первых живописных произведений, связанных с Азовским взятием.
Николай Николаевич Ге (27 февраля 1831 — 13 июня 1894) - русский художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.
В 1871 году Николай Ге пишет картину «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея». Тема была выбрана не случайно – приближался 200-летний юбилей Императора. В это время художник вернулся из Италии, он увлекается русской историей, а особенно темой петровской эпохи и личности Петра Первого. Под влиянием этого увлечения и была задумана картина «Пётр Первый и царевич Алексей». Но изучив архивы рубежа XVII-XVIII веков, художник, впечатлённый жестокостью самодержца, изменил замысел: «Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал».
Картина готовилась специально к первой выставке передвижников в 1871 году. Павел Третьяков купил её ещё до экспозиции — сразу после того, как увидел полотно в мастерской. На выставке же картина произвела впечатление на Александра II, пожелавшего её купить. При этом никто не осмелился сообщить императору, что она уже продана. Чтобы разрешить эту проблему, Ге попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II.
Историческая основа картина Николая Ге. Пётр был недоволен своим старшим сыном: помощи от него в государственных делах никакой, стремлений поднять Отечество с колен не наблюдается, да еще и в монахи постричься удумал. Император был категоричен: либо исправляйся,
Алексей сговорился с австрийцами, сбежал в Италию и решил там дождаться смерти отца, чтобы затем взойти на российский престол при поддержке австрийцев. Последние же готовы были поддержать царевича с расчётом на интервенцию российской территории.
Через несколько месяцев Алексей был найден. Итальянцы отказались выдать его русским посланникам, но разрешили встречу, во время которой царевичу было передано письмо Петра. Отец гарантировал сыну прощение взамен возвращения в Россию.
Возвращённого Алексея лишили права на престолонаследие, заставив дать клятву об отказе от престола. Сразу после торжественной церемонии в Успенском соборе Кремля началось следствие по делу царевича, хотя ещё накануне ему было объявлено прощение на условии признания всех совершённых проступков. Алексея судили и приговорили к смерти как изменника. После его кончины в Петропавловской крепости (по официальной версии, от удара, по наиболее вероятной — от пыток) Пётр заявил, что Алексей, услышав приговор, раскаялся и почил с миром, по-христиански.
На этой картине в интерьере петергофского дворца Монплезир изображены Пётр I и его сын Алексей Петрович. Пётр I сидит справа от стола в кресле, отделанном красным бархатом, а слева от стола стоит царевич Алексей.
Изображённый на картине момент мучительного поиска решения свидетельствует о том, что Николай Ге хотел показать в Петре I не палача, а отца, переступающего через свои личные пристрастия ради интересов государства. В образе Петра Великого здесь нет ни ярости, ни безумных глаз. Скорее мука, обида, презрение. "За мое отечество и люди живота своего не жалел и не жалею, то как могу тебя, непотребного, пожалеть?".- обращается Петр I к своему сыну. Автор сюжета показывает нам всю обстановку сумрачного кабинета: темные стены, камин, голландские картины в рамках, стулья с резными спинками, выложенный черными плитками пол....
Ради высшего долга преступить отцовское чувство, - эту трагедию мы ощущаем при восприятии этой картины.
Многие русские писатели и критики и художественные критики рассматривали картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н.Н.Ге как одно из лучших произведений художника. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что «впервые в русской исторической живописи были созданы типические, чуждые идеализации образы реальных исторических деятелей», поскольку «психологизм обусловил подлинный историзм произведения».
Это одна из знаменитых картин первой выставки Товарищества художников-передвижников, которая связана с открытием новой эпохи русского национального искусства.
Кившенко Алексей Данилович (10 марта 1851 – 2 октября 1895), русский живописец, близок к передвижникам. Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях», запечатлевшей один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 года. Известен также серией батальных полотен на темы русско-турецких войн, а также полотнами на исторические, бытовые и охотничьи темы.
Картина Алексея Даниловича «Полтавский бой. Шведы преклоняют знамёна перед Петром I. 1709 год» посвящена одному из самых известных событий в ходе Северной войны – победе в Полтавской битве. Битва состоялась 27 июня 1709 года. Когда Полтавское сражение завершилось, шведы склонили свои знамёна перед победителями.
В 1708 году Карл XII принял решение атаковать центральную Россию – и захватить Москву. Во время похода он повёл армию на Украину, гетман которой перешёл на сторону шведов. Измена Мазепы была болезненно воспринята в России: он был лишён звания кавалера ордена Андрея Первозванного. Для Мазепы сделали орден Иуды, предали его анафеме, а чучело протащили по улицам – и “повесили”. Мазепа оказался плохим союзником и для Карла. Вместо 20 тысяч казаков, он выставил две.
Гетманом Украины был избран Иван Скоропадский – на картине он неподалёку от царя.
Шведы пошли в наступление до рассвета, но были встречены казачьей и калмыцкой конницей под командованием Меншикова.
Так начался Полтавский бой. Был момент, когда под напором шведской пехоты наши полки дрогнули. И Пётр сам повёл в бой русских солдат.
Карл XII пытался воодушевить своих воинов личным присутствием. Но ядро разбило повозку короля, и он упал. Король приказал посадить себя на скрещенные пики, чтобы все видели его, но и это не подняло боевого духа шведских воинов. Под натиском русских шведы начали отступление.
В сражении шведы потеряли свыше 9 тысяч убитыми. Русские – почти в семь раз меньше. 18 тысяч шведов было взято в плен.
Сергей Алексеевич Кириллов (10 мая 1961), советский и российский художник, живописец. Заслуженный художник Российской Федерации. Один из ведущих исторических живописцев современной России.
Родился в 1960 году в Москве в семье известного художника-портретиста Алексея Кириллова.
В 1984 году окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В. И. Сурикова по мастерской Д. К. Мочальского (дипломная работа "Петр Великий"). С 1985 г. член Московского Союза художников, член Союза художников СССР, член Союза художников России.
Картины художника регулярно публикуются в школьных учебниках по истории, научных монографиях по истории России, исторической художественной литературе.
С 1987 г. состоялось 24 персональных выставки художника в Москве и других городах России. Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, художественных музеях Переславля, Брянска, Александрова и других городов России.
Широкую известность автору принесли работы "Степан Разин", "Княгиня Ольга", "Иван Грозный", "Преподобный Сергий Радонежский", "Дмитрий Донской".
События ушедших столетий всегда интересны Сергею Кириллову. А личности Петра Первого посвящено несколько его работ. Одна из известных картин – «Петр Великий». Изучая своего героя, художник написал череду этюдов – царя, его позы, детали интерьера. Картина «Пётр Великий» получилась настоящим парадным портретом. При этом художник изобразил царя в белоснежной рубахе с закатанными по локоть рукавами, представляя его в роли преобразователя России, готового своими руками строить новый мир.
Известна картина Сергея Кириллова «Морским судам быть!», посвященная одному из периодов жизни Петра Первого.
Все мечты и стремления молодого царя были связаны с кораблестроением и мореплаванием. Именно благодаря им Россия получила флот и стала морской державой. Как-то, услышав о существовании инструмента, с помощью которого из одной точки можно измерить любые расстояния, Пётр захотел обладать таким. Астролябию – именно так назывался прибор – ему привезли из Франции.
В другой раз в одном из амбаров Немецкой слободы Пётр увидел лодку, внешне отличавшуюся от русских судов. Это был английский бот, использовавшийся для перевозки небольших грузов, который мог ходить против ветра. Скоро это судёнышко уже рассекало водные просторы на Плещеевом озере. Но размеры озера не удовлетворяли интерес царя к мореплаванию. Только посетив Архангельск, увидев море, множество кораблей и сходив в своё первое плавание, царь принял судьбоносное решение для себя и всей России: «Морским судам быть!»
Готфрид Кнеллер (8 августа 1646 – 19 октября 1977) - немецкий живописец, наиболее популярный портретист Великобритании рубежа XVII и XVIII веков.
Работа немецкого живописца Готфрида Кнеллера написана с натуры и отличается большим сходством. Однако она скрывает в себе тайну: дело в том, что над полотном работали два художника — Готфрид Кнеллером и морской живописец Вильгельм ван де Вельде (последний писал фон). Сейчас знаменитый портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт.
На картине изображён 26-летний Пётр I. Портрет был подарен Петром в 1698 году английскому королю Уильяму III.
Картина была написана во время пребывания Петра Великого в Лондоне, т.е. в период с 11 января по 21 апреля 1698 г.
Пребывание в столице Туманного Альбиона русского царя было частью знаменитого "Великого посольства" в 1697-1698 годах. Петр I был первым российским царем, посетившим европейские страны. Дипломатическая миссия Петра стала ознакомительным туром по более развитым странам Западной Европы. Особенно царь был заинтересован в кораблестроении голландцев и англичан, поэтому под видом простого плотника Михайлова сам работал и обучался на судостроительных верфях.
На картине Пётр изображён в доспехах, на которые накинут вышитый золотом плащ с подкладкой из горностая; его корона покоится на подушке в нише; в окне можно увидеть корабли.
Юрий Кушевский (1976) – современный художник
В 2007 году Юрий Кушевский написал картины «Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 г». Картина посвящена периоду подготовки Петра Первого к взятию Азова. С этой целью он начал строительство российского флота. Судостроительные верфи расположились на Дону, за 1200 верст от моря, в воронежских лесах. Со всей страны на Дон по государеву указу стягивались работники, вербовались за рубежом специалисты морского дела. Сам царь активно участвовал в работах: и как конструктор, и как простой плотник, и как контролер.
В этой интерпретации внимание художника сосредотачивается больше не на исторических подробностях, а на пластическом образе-порыве, движении, стремлении вперёд.
27 мая “Принципиум” в составе флота впервые вышел в Азовское море. Больше этот парусник никак особо не отличился, принимал со всеми участие в осаде и блокировании Азова с моря. После успешного завершения похода был поставлен на прикол на Дону, где впоследствии за ветхостью и был разобран на дрова.
Отрывок из произведения Николая Дика "Похождение петровской галеры": "Осень 1694 года прошла для Петра в размышлениях не только о «флотском деле», но и о намерениях отвоевать у турок крепость Азов и получить выход в Азовское и Черное море. Затея эта пришлась по душе Александра, так как ему еще с детства хотелось посмотреть на ту загадочную турецкую крепость, в которой побывал в далеком прошлом его дед.
Новый 1695 год ознаменовался первым Азовским походом Петра Алексеевича. Неудачный поход окончательно убедил молодого царя в создании своего флота. Базой флота решено было сделать Воронеж. Город этот выбрал царь не случайно: побывав в нем впервые в 1694 году, он был удивлен обилием вековых лесов, годных для постройки кораблей; убедился и в том, что вблизи города залегала липецкая железная руда; река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной судоходностью, а местное население и донское казачество, благодаря отправке «донских отпусков», имело опыт в строительстве речных судов.
Все эти события и стали причиной начала приготовлений Петра Алексеевича к морскому строительству во время подготовки ко второму Азовскому походу. В конце июля, в разгар приготовлений к штурму Азова, Петр Алексеевич получает из Москвы известие о прибытие в Архангельск разобранной голландской галеры. Доставленная водным путем вначале до Волги, в ноябре этого же года на двадцати нарочно устроенных дровнях галера отправляется в Москву, в Преображенское. Ее длина составляла 38,1 метров, ширина 9,1 метров, осадка 1,8 метра. Подобное судно можно отнести к полугалерам, но в документах того времени из-за отсутствия четкого разграничения она именовалась галерой".
Лагорио Лев Феликсович (16 июня 1827- 9 декабря 1905), сын неаполитанского вице-консула, принял российское гражданство в 1852 году, российский живописец и акварелист, учился в России, профессор и почётный член Академии художеств Санкт-Петербурга. Ученик И.К. Айвазовского.
Лев Лагорио был влюблён в море (точнее, в морские побережья), он почти не работал с историческими темами, нам мало известны его портреты, если не считать созданного его воображением знаменитого Козьмы Пруткова. Картина «На берегу пустынных вод», его картина с Петром, есть, в своём роде, исключение.
Лев Лагорио неслучайно взял для названия картины строчку из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». По замыслу художника, царь Пётр I стоит именно на том самом месте, где в недалёком будущем будет воздвигнут новый город, названный в честь апостола Петра Санкт-Петербургом.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе…
А.С. Пушкин (отрывок из поэмы «Медный всадник»)
Мусикийский Григорий Семёнович — русский художник-миниатюрист, жил, приблизительно с 1670 или 1671 — по 1739 годы. Известен тем, что писал миниатюрные портреты во времена царствования Петра Первого, и был одним из первых русских художников, работавших в этом жанре.
Портрета самого художника не сохранилось - а возможно, никогда и не было. Зато, благодаря ему, мы имеем ряд замечательных изображений как самого Петра, так и членов его семьи - изображений узнаваемых, оригинальных, красочных, передающих дух того времени в ярком, приподнятом настроении. На его миниатюрах, мне кажется, мы видим Петра I так, как видел себя сам Петр - не хватает только радостного победного марша в качестве звукового сопровождения.
Наибольшая часть наследия художника — это классические поясные и погрудные изображения самого царя. В своих миниатюрах Григорий Мусикийский, если использовать современные иконографические термины, создавал собственные варианты портрета Петра Первого. Без сомнения, образ Петра - это, как правило, личная точка зрения художника — царь на миниатюрах работы Мусикийского хорошо узнаваем: твёрдое лицо с высоким лбом, недлинная причёска, каштановые волосы, утолщенный кончиком носа, чуть выдающиеся щеки и узкая полоска черных усов".
Большая часть работ хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. На некоторых из них есть надпись: "Конклюзия на престолонаследие".
Жан-Марк Натье (фр. Jean-Marc Nattier; 17 марта 1685, Париж — 7 ноября 1766, там же) — французский живописец, создатель нового стиля живописи — исторического портрета.
Родился в семье художников: его отец Марк был портретистом, мать Мари Куртюа писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам.
Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии. Жан-Марк Натье писал репродукции картин Рубенса для Люксембургской картинной галереи.
В 1717 году Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и написал портреты царя и российской императрицы Екатерины.
На парадном портрете Петр I изображен в доспехах. На груди звезда, знак ордена Святого Андрея Первозванного и голубая Андреевская лента. Вид Петра торжественен и несколько театрализован. Художник идеализировал образ самодержца. Портрет очень яркий, праздничный, качественно выполненный и является безусловным шедевром в творчестве великого мастера Жана-Марка Натье.
Петр предложил Натье покинуть Францию и уехать с ним в Россию, но, ссылаясь на свою любовь к родине, художник отклонил его предложение. Жан-Марк Натье провёл практически всю свою жизнь в Париже. По заказу Петра художником были написаны картины «Битва при Лесной», отобразившие два знаменательных события Северной войны. Сам император этих полотен не увидел, картины были привезены в Россию уже после его смерти.
Никитин Иван Никитич (1680 - 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
Придворный портретист Иван Никитич Никитин был хорошо знаком со всей его семьей, имел возможность общаться с государем, иногда сопровождал его в поездках. Все это нашло отражение в портретах Петра 1, созданных им. Но 29 января 1725 года его пригласили, чтобы написать последний портрет царя. Опустошенный утратой, художник создает эту картину, сумев передать в ней и чувство скорби, и величие монарха. Это одна из самых зрелых работ мастера.
Глубоко утонув в подушках, лежит Петр I. В глубоких складках теряются пряди черных волос. Застыло спокойное лицо с плотно сжатыми губами и упрямыми морщинками между сдвинутыми бровями. Серо-коричневые тени обрамляют закрытые глаза. Тоненькая темно-каштановая полоска усов подчеркивает мертвенную бледность лица, переходящую в размытые пепельно-серые полутона под носом и на круглом подбородке с ямочкой. Трепетный свет свечей теплыми золотистыми отблесками ложится на кожу, создавая иллюзию жизни.
Холодный белый цвет рубашки перекликается с мраморными оттенками кожи. Тускло светится бледно-золотое покрывало из тяжелого шелка, в неярком свете темно-синяя ткань мантии, отороченной мехом горностая, кажется почти черной.
Лаконичная палитра художника передает печаль и боль утраты – приглушенные серые, синие и белые краски гармонично сочетаются с размытыми светло-желтыми тонами. Мастер работает быстро и вдохновенно, чтобы успеть передать неукротимый дух и сильный характер Государя, поэтому тщательно прописано только его лицо. Остальное написано быстрыми, легкими мазками, по краям картины просвечивает грунтовка, но несмотря на это, живописцем великолепно переданы и мятые складки на рубашке, и мягкая текучесть шелка, и легкость пушистого меха.
Перед нами великий, властный человек, полный энергии и внутренней силы, не успевший совершить всего задуманного. Скорбная картина не только полна ощущением потери близкого человека, но и держит в напряжении, передавая переживание за дальнейшую судьбу страны.
Валентин Александрович Серов (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва) — выдающийся русский живописец, признанный мастер психологического портрета, ученик Ильи Репина. Своим искусством Серов высоко поднял образы передовых деятелей русской культуры, составляющих гордость и славу народа
Валентин Серов в основном специализировался на портретах, и ему прекрасно удавалось передавать на холсте психологические особенности каждого человека.
Одна из самых вдохновенных картин Валентина Серова посвящена образу Петра Первого. Она была заказана художнику для издательства Кнебеля, выпускавшего серию исторических картин-пособий для школьников. Серов писал картину в течение осени и зимы 1907 года. Вначале это был просто набросок, который потом развернулся в настоящее монументальное полотно.
Необычным фактом является то, что описание Петра на картинах других художников не нравилось Серову, поскольку основатель Санкт-Петербурга обычно выходил писаным красавцем, подтянутым, стройным, лишённым каких-либо недостатков. Между тем, по описаниям зарубежных и российских современников Петра, которым довелось лично встречаться с российским императором, он отнюдь не обладал идеальной внешностью. Его голова была непропорционально мала по сравнению с туловищем, а ноги, напротив, были слишком длинные и худые. Именно такого царя изобразил Валентин Александрович Серов на своем полотне «Петр I»
Знаменитое изображение Петра I больше похоже на жанровую сцену – художник сосредоточился не на портретном сходстве, а на тех изменениях, что происходили в стране при правлении великого государя.
В центре полотна представлен сам правитель – высокий и статный, он на две головы выше своей свиты. Государь шагает твердой уверенной поступью, осматривая развернувшуюся стройку. Перед ним – будущий город Петербург. На противоположном берегу Невы высится игла Петропавловского собора, но вместо широкой набережной пока земляная насыпь, а вместо домов и дворцов – строительные леса. Петр лично следит за стройкой, контролирует, как выполняются его указы, как новый город растет буквально на глазах.
Художник изображает Петра Первого – победителя, властелина судьбы и собственной и своего государства. Автор словно говорит нам: «Да, крут характером, да порой жесток, но неостановимо его стремительное движение навстречу свежему ветру с Балтики, где возродится молодая столица. Он твёрдо шагает по берегу Невы, к которому пришвартованы корабли его флота.
И в этом пейзаже и в стремительном шаге Петра передана напряженная жизнь страны, которая строила столицу, военный флот, прорубала «окно в Европу»
Суриков Василий Иванович (24 января 1848 – 19 марта 1916), русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
"Я исчезаю..." - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым... А до этого - сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Исцеление слепорожденного Иисусом - каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. И вряд ли можно вспомнить другого русского художника XIX века (за исключением Левитана), чей талант и творческое наследие имели бы такой большой резонанс и такое значение для всей нашей русской культуры.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Первым таким опытом стало создание серии рисунков для Политехнической выставки, приуроченной к 100-летию императора. Эта серия (двенадцать сюжетов) дошла до нас в небольших литографских копиях, собранных в отдельной книжке. Один из рисунков посвящен событиям русско-шведской войны, а именно — взятию Шлиссельбургской крепости, или Нотебурга, Орехового города, как называли ее шведы. Рисунок назван «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов».
Сюжетом рисунка послужил эпизод из так называемого повенецкого похода Петра, когда он, не пав духом после поражения под Нарвой, втайне готовил отвоевание у шведов Невы и выхода в Балтийское море. Петр разработал план внезапного нападения на крепость Нотебург, которая запирала Неву у ее истока из Ладожского озера. Расположенная на острове посредине реки, сильно укрепленная, крепость была почти неприступна, для ее штурма необходим был флот, которого не было и постройку которого на Неве шведы, владея рекой, не допустили бы.
Петр разработал план, по которому флотилию судов должны были подготовить тайно на севере, а сам, чтобы ввести в заблуждение противника, выехал с большой свитой в Архангельск, якобы для отражения ожидавшегося там нападения. Петр рассчитывал прорубить в лесных дебрях дорогу, замостить топкие болота и на расстоянии ста шестидесяти километров волоком перетащить суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро, с тем чтобы потом использовать водную систему Онежское озеро — река Свирь — Ладожское озеро и очутиться, совершенно неожиданно для шведов, с судами войсками под Нотебургом.
С этой целью Петр 16 августа 1702 года из Архангельска отплыл в Соловецкий монастырь, а оттуда тайно, на двух фрегатах и монастырских судах, отправился в деревню Нюхчу (на берегу Онежского залива). Воеводы мобилизовали крестьян окрестных сел и монастырей и благодаря их напряженному труду почти закончили подготовку дороги для Петра. Отделив часть людей на окончание дороги, Петр «весь остальной народ придал на помощь солдатам, которым приказано было вытащить на берег два корабля и тащить их по просекам и гатям волоком». Для этого были заготовлены равной толщины бревна, которые по мере движения судов подкладывались под их килевую часть, и по этим бревнам народ катил корабли, как на вальках.
И все же «отряд Петра совершил этот сверхъестественный переход от Нюхчи до озера Онежского, таща за собою по лесам и болотам морские суда, артиллерию и военные снаряды с непостижимой уму быстротой: через двенадцать дней по выходе из Нюхчи Петр был уже со своим отрядом и своими кораблями на Онежском озере».
Вскоре флотилия Петра оказалась в Ладожском озере, и потрясенные шведы внезапно увидели у стен Нотебурга грозное войско, обладавшее флотом и артиллерией. Нотебург был обложен со всех сторон и взят приступом.
Переход этот дорого обошелся Петру. На протяжении ста шестидесяти верст погибло полторы тысячи гвардейцев; и более пяти тысяч простого народа — крепостных крестьян и местного населения, — который вынес на себе основные тяготы по устройству так называемой «государевой дороги» и по перетаскиванию судов, артиллерии и припасов.
Суриков создал не парадный портрет, а скорее документальную иллюстрацию, на которой царь трудится наравне со своими подданными.
Композиция В.Сурикова имеет ту особенность, что художник делает ее героем не военных людей, а русских крепостных крестьян: из военных изображены только сам Петр I и его конный ординарец. Но это не меняет сути дела и лишь подчеркивает своеобразие и глубину замысла молодого художника.
Действие развертывается на фоне характерного северного лесного пейзажа, с суровой тишиной и неподвижностью которого контрастирует напряженная динамичность группы людей, тянущих канаты, прикрепленные к обшитому досками и укрепленному с боков упорами кораблю, движущемуся по бревнам-каткам. Преобладают крестьяне в холщовых рубахах, портах из пестряди, онучах и лаптях. На втором плане видны несколько монахов, также тянущих лямку. На переднем плане изображены каменистая полоса берега и вода. Некоторые из крестьян уже стоят по колено в воде, с напряженным усилием подтаскивая к ней корабль. В разнообразных позах и жестах крестьян художник сумел передать силу, ловкость и сметливость простых русских людей, помогающие им превозмогать тяжесть труда и преодолевать усталость.
Петр I изображен в группе работающих крестьян. В его лице, повернутом резко в профиль, есть что-то яростное. Протянутой вперед рукой он указывает новое направление движению корабля, другой оттягивает канат в нужную сторону. Образ Петра суров, правдив и чужд «сусальной» идеализации, присущей его трактовке в официальных исторических картинах академических живописцев. При этом примечательно, что фигура Петра I изображена на фоне поросшей елями скалы, напоминающей своей формой гранитный постамент «медного всадника» Фальконе в Ленинграде.
В этой ранней композиции В.Сурикова еще нет глубокой индивидуальной характеристики действующих лиц, характерной для его зрелых работ, но она поражает смелостью, оригинальностью и глубоким реализмом трактовки исторической темы.
Таннауэр Иоганн Готфрид (1680 - 1737), немецкий живописец, портретист, миниатюрист. Придворный художник при Петре I. Работал в России с 1711 по 1737 г. В России Таннауер весьма преуспевал, исполняя многочисленные заказные портреты.
Таннауэр создал целую галерею портретов Петра I. В 1710-х он написал профильный портрет императора в латах с орденской лентой Святого Андрея Первозванного. Государю, бесспорно, понравилась творение живописца из Баварии, так как известно семь его вариантов-повторений в различных музейных собраниях. Одно из них хранится в «Кусково», в имении Шареметевых.
Кисти Таннауэра принадлежит и картина «Пётр Первый в Полтавской битве».
Картина решена в европейских традициях изображения участия монарха в батальной сцене. Исследователь иконографии Петра еще полтора века назад отмечал, что здесь «изображение Государя не вполне схоже с известными его портретами». На Портретной выставке 1870 года это произведение в каталоге комментировалось как «оконченный эскиз» большой картины, заказанной Таннауеру в 1718 году.
Император изображен на поле боя в момент победы, одержанной над армией короля Карла XII и войсками его союзника гетмана Мазепы. То было решающее сражение Северной войны – знаменитая Полтавская баталия. К тому времени борьба длилась уже около десяти лет, и ее исход решал не только судьбу Русского государства, но во многом и судьбы Европы.
В картине Петр I изображен верхом на верном коне, жеребце персидской породы, однажды спасшем его в бою от гибели. Изображение царственного полководца вызывает в памяти строки А.С. Пушкина из поэмы «Полтава»: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен… И славы полон взор его…»
Само сражение стало лишь фоном для величавой фигуры победителя-триумфатора, которого венчает лавровым венком крылатая Богиня Славы. Именно конный портрет стал впоследствии основой монументального образа Петра Великого, исторической памяти о преобразившем Россию монархе.
Хлебовский Станислав (1835 - 1884), художник и путешественник, поляк по национальности.
С 1853 по 1859 г.г. Станислав Хлебовский учился в Санкт-Петербургской императорской Академии художеств. Во время учебы неоднократно награждался золотыми и серебряными медалями. В 1858 году Хлебовский был удостоен второй золотой медали за картину «Ассамблея при дворе Петра Великого”. Вскоре ему было присвоено звание "Классического художника" I степени. Он много путешествовал. Побывал в Бельгии, Италии, Испании. С конца 1864 по 1876 гг. Станислав Хлебовский работал придворным художником у турецкого султана Абдул-Азиза С 1881 года Станислав Хлебовский жил и работал в Кракове, где писал картины на историко-батальные и бытовые сюжеты, в основном, восточной тематики.
Среди многих, зачастую шокирующих реформ Петра Великого одним из наиболее известных нововведений стало проведение небывалых прежде общественных собраний – ассамблей. Этому нововведению Петра Первого и посвящена картина Станислава Хлебовского.
Указ об ассамблеях, увеселительных вечерах, ставших непременной принадлежностью общественной жизни Петербурга Пётр Первый издал в 1718 году. Они явились прообразом будущих пышных великосветских балов, которыми славился русский императорский двор. Ассамблеи устраивались по очереди в домах знати и отличались известной демократичностью. На них мог присутствовать любой желающий, исключая крестьян и представителей городской бедноты. Танцы, различные игры, интересные беседы были обычным времяпрепровождением. Вводя ассамблеи, Петр преследовал цель привить на русской почве некоторые западноевропейские бытовые традиции, казавшиеся ему полезными и служившие, в частности, внешнему и внутреннему раскрепощению женщины, чья жизнь ранее сосредоточивалась исключительно на исполнении домашних обязанностей.
Многофигурная композиция художника С.Хлебовского, наполненная оживленными нарядными персонажами, демонстрирует одно из таких праздничных собраний, на котором присутствует сам император.
Картина Хлебовского носит историко-бытовой характер. Внимание присутствующих на ассамблее привлечено только что вошедшим гостем, длиннобородым, одетым в старый боярский костюм. Он пытается отказаться от подносимого ему, видимо в качестве штрафа за опоздание, большого кубка с вином. За этой сценой с любопытством наблюдает сидящий за столом Петр I. Справа художник изобразил императрицу Екатерину с одной из дочерей.
Шамшин Пётр Михайлович (10 января 1811 – 6 февраля 1895), исторический и церковный живописец академического направления, академик, профессор, тайный советник.
Композиция картины «Пётр Великий спасает утопающих на Лахте» посвящена легенде о причинах смерти русского императора.
В нач. XVIII века близ Лахты, в окрестностях Петербурга, находилась усадьба Петра Великого Ближние Дубки. Здесь в ноябре 1724 года император спасал попавших в беду моряков. 5 ноября 1724 года царь из Дубков возвращался в Петербург и вдруг увидел, как плывущий из Кронштадта небольшой корабль с солдатами сел на мель. Пётр велел приблизиться к судну и стал помогать морякам стаскивать бот с мели, спасая тех, кто сам не мог выбраться из воды. Стоя по пояс в холодной воде, он простудился и оправиться от недуга уже не смог. В январе 1725 года царь Пётр Алексеевич скончался.
Там, где произошло трагическое событие, построили часовню. Для многих поколений русских людей Пётр был образцом человеколюбия и мужества.
Штейбен Карл Карлович (19 апреля 1788 – 21 ноября 1856), русский и французский исторический живописец немецко-русского происхождения.
Карл Штейбен писал картины на сюжеты из античной, средневековой и русской истории. Его полотна отличались романтическим драматизмом изображаемого, были хорошо скомпонованы и нарисованы, отличались эффектным наложением красок. За высокое мастерство и большой вклад в развивающуюся дружбу Франции и России художник был удостоен французским правительством звания барона. В 1843 году Карл Штейбен получил в Петербурге заказ на выполнение ряда образов для Исаакиевского собора, над которыми он работал до 1854 года. И это было признанием большого мастерства художника.
Известна картина Карла Штейбена "Петр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов", написанная в 1830 году.
После смерти царя Федора Алексеевича новым царем был провозглашен его сводный брат царевич Петр в обход старшего по возрасту Ивана — хилого, болезненного и, как говорили, слабоумного. Склоняя стрельцов к бунту, Милославские распустили слух, что царевич Иван задушен, и дали им список «изменников-бояр». 15 мая 1682 года вооруженные стрельцы пришли в Кремль и, ворвавшись во дворец, произвели жестокую расправу. Среди погибших оказались Артамон Матвеев, в доме которого когда-то воспитывалась будущая царица Наталья, и два ее брата. Эти ужасные события неизгладимо врезались в память Петра. Вероятно, отсюда брали начало его повышенная нервность и жгучая ненависть к стрельцам. Штейбен трактовал сцену в романтическом духе, внеся в композицию драматизм и динамику. Действие художник из стен царского дворца перенес в один из кремлевских соборов.
На картине воссоздан эпизод стрелецкого бунта: один из восставших с мечом в руках ворвался в царский дворец. Возможно, именно он получил приказ от Софьи убить юного царевича Петра. Мать будущего императора Петра I, Наталья Нарышкина, вдова царя Алексея Михайловича, заслонила его собой, спасая от гибели. Пётр поклялся отомстить стрельцам за убитых родственников. И решение своё исполнил, когда через 14 лет стрельцы снова восстали. Многих он тогда казнил. А стрелецкое войско распустил. Пережитые в те дни события не могли не отразиться на характере будущего царя-реформатора: он стал мнительным и подозрительным. С этого же времени у него начался нервный тик.
Самое легендарное воплощение образа императора — конная статуя Этьена Фальконе, получившая название «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» благодаря одноименной поэме Пушкина.
Памятник «Медный всадник» расположен здесь не случайно. Екатерина II настояла на этом, потому что рядом расположено Адмиралтейство, которое основал император. Изготовил памятник французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, которого рекомендовали Екатерине Дидро и Вальтер. Подготовка гипсовой модели памятника заняла целых двенадцать лет, а отливка статуи оказалась такой сложной, что долгое время никто не хотел браться за эту работу.
Наконец, пушечных дел мастер Емельян Хайлов взялся за этот технологически очень сложный проект и отлил статую за три года. А Екатерина на постаменте начертала «Екатерина II Петру I», тем самым, подтверждая свою приверженность петровским реформам. Вес памятника восемь тонн, высота – более пяти метров. Хотя его Пушкин и назвал «Медный всадник», отлит он из бронзы. Но это название так прижилось, что стало почти официальным. А сам памятник является одним из символов Санкт-Петербурга.
Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года на Сенатской площади в Санкт- Петербурге.
В 1903 году в Таганроге был открыт ПАМЯТНИК ПЕТРУ I как основателю города (скульптор Антокольский). Скульптуру установили на пожертвования горожан, свои деньги вложил и писатель Антон Чехов. «Этот памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, о лучшем даже мечтать нельзя. Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного»,— писал Чехов своему другу, врачу Павлу Иорданову.
В 1918–1930 годах большинство памятников Петру I в России были снесены под предлогом «незначительной художественной ценности». Однако некоторые скульптуры имели копии за границей — как СТАТУЯ ЦАРЬ-ПЛОТНИК. Оригинал памятника был установлен на набережной Невы 27 июня 1909 года, а через год аналогичный памятник по проекту скульптора Леопольда Бернштама появился в голландском Зандаме. В 1996 году благодаря этой копии скульптура царя, делающего лодку, вновь появилась в Петербурге, на старом месте.
МОНУМЕНТ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ на Москве-реке установлен в честь 300-летия российского флота в 1997 году.
В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки – из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.
Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.
Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.
См. также:
Русская история в картинах. – Режим доступа: http://ucrazy.ru/foto/1462027036-russkaya-istoriya...tr-velikiy-1682-1725-gody.html
Пётр I: биография в портретах. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/205263/pyotr-i-biografiya-v-portretakh