Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
АЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ
Азовские походы Петра Первого 1695-1696 годов стали первым знаменательным событием этой эпохи. Взятие в 1696 году турецкой крепости Азов было настолько значительным для России, что нашло отражение почти во всех видах изобразительного искусства того времени.
Питер Верф. Пётр I на фоне Азовской крепости (холст, масло, 1697)
Портрет Петра, написанный Питером Верфом, одно из первых живописных произведений, связанных с Азовским взятием. Портрет написан в Голландии во время заграничного путешествия царя в 1697 году. Питер Верф родился в Кралингене в 1665 году, умер в Роттердаме в 1722 году. Учился у своего брата Адриана ва дер Верфа. Писали исторические композиции и портреты.
Пётр I изображён на портрете в русском одеянии – охабне, отороченном соболями и крытом коричневым атласом. Охабень надет поверх серого атласного кафтана, подпоясанного серым шарфом. Ворот белой рубашки застёгнут брошью с драгоценными камнями. В правой руке царь сжимает золотой скипетр, как знак царского достоинства и жезл военачальника, а левой упирается в бок. На поясе подвешена сабля с рукоятью, отделанной золотом и полудрагоценными камнями. Чуть позади царя стоит преданно склонившийся калмык с красной шапкой в руках (намёк на то, что калмыцкие и ногайские улусы после взятия Азова приняли российское подданство и христианскую веру). В глубине картины походный шатёр царя, над входом виден герб. Фон картины – голубое небо с серыми облаками. Виден изгиб Дона, а над Доном, на террасовой возвышенности – Азовская крепость.
Ян Веникс. Портрет Петра I (Холст, масло. 1697) Меншиковский дворец, Петербург
Ещё один портрет Петра I также можно связать с взятием Азовской крепости. Написан он Яном Вениксом в 1697 году в Амстердаме во время пребывания там царя.
Необыкновенно талантливый и многогранный художник Ян Баптист Веникс оставил потомкам множество пейзажей, марин, жанровых сцен, натюрмортов с охотничьими трофеями и животными. Очень часто на своих полотнах Веникс изображал картины природы, непохожие на голландские ландшафты. Многие детали в таких композициях – древние руины, фигуры купцов, всадников, воинов, горожан в необычных, ярких одеждах – рождены воображением мастера.
На картине Веникса Петр изображён в латах, ворот белой рубашки застёгнут брошью с драгоценными камнями, в правой руке царь держит подзорную трубу, левой, в железной перчатке, опирается на шлем, рядом корона и скипетр. На заднем плане портрета река и сражение. Прямого свидетельства в отношении сюжета к событиям под Азовом нет, но на картине изображён явно победитель, на фоне реки и сражения. А так как портрет относится к концу XVII века, в это время царствование Петра венчала только Азовская победа.
Проявляя заботу о развитии науки и искусства, царь Пётр не только отправлял в разные страны для обучения молодых русских людей, но и приглашал в Россию учёных, ремесленников, строителей и, конечно, художников.
Одним из первых прибыл в Россию голландский гравёр и издатель Адриан Шхонебек. Шхонебек создал в Москве школу русских гравёров, работавших в технике офорта.
Адриан Шхонебек. Осада Азова 1696 года (Гравюра, 1699)
Первая работа Шхонебека в Москве – гравюра «Осада Азова в 1696 г.». Гравюра выполнена в жанре исторической картины. На ней дан ряд портретов участников осады Азова: Петра I, инженера Ф. Тиммермана, Ф.А. Головина, А.С. Шеина, П. Гордона, Ф.Я. Лефорта и др. На переднем плане гравюры группа всадников с Петром I во главе, он одет в русское платье. Перед ним инженер Франц Тиммерман указывает на план Азова. На дальнем плане устье Дона с дельтовыми островами, корабли Азовской флотилии, батареи, из которых русская артиллерия через реку обстреливает крепость. Азов окружён русскими окопами. В левом нижнем углу подпись Шхонебека (по-латински и по-русски): «По указу Великого государя изграфи и в меди выгродоровал Андриян Шхонебек книгохранитель и первый в меди изограф на Москве лета 1699».
В 1700 году Шхонебек ездил в Воронеж для зарисовки корабля «Предестинация» (Божье предвидение). Флагманский корабль Азовской флотилии был изображён придворным гравёром на трёх листах, в трёх ракурсах: с носа, с правового борта и с кормы.
Адриан Шхонебек. Гото Предестинация (вид с носа) (Гравюра)
Вид корабля с носа: изображён трёхмачтовый военный корабль с поднятыми парусами в открытом море, справа несколько судов и лодок. На носу корабля резная фигура коронованного льва, на палубе и реях – матросы, у кормы - облако дыма от пушечного выстрела. В левом нижнем углу листа надпись и аллегорические фигуры: купидон держит ленту с латинским девизом «Он будет новым «Арго». Нептун в колеснице, влекомой конями, окружает русскую надпись: «Чертёж воинского корабля прозванием Молящего Св. апостола Петра, а который делал Пётр Император царь и самодержец всероссийский сей корабль на Воронеже почет делать в 1698 г. апр. 28 д. По указу его в.г. образ снял с того корабля и выгрыдоровал на меди Шхонебек. 1701 г.»
Адриан Шхонебек. Гото Предестинация (вид с правового борта) (Гравюра)
Корабль с правового борта – на гравюре назван «Молящийся апостол Пётр» и «Божье сему есть предвидение». На корме виден тучный военный адмирал Ф.А. Головин со свитой. Между фок и грот-мачтами – клуб дыма.
Адриан Шхонебек. Гото Предестинация (вид с кормы) (Гравюра)
Корабль с кормы – изображён с поднятыми парусами в открытом море. Слева – лодка и шнява, на горизонте – силуэты других судов. Корма богато украшена резьбой с балконом, над которым, среди дельфинов и обнажённых детей, овальный щит с живописным изображением Петра. На балконе стоят 7 человек, средний – Пётр I, справа, в профиль – Шхонебек. Над кормовыми пушками надпись: «Положен киль в 1698 г., ноября 19, спущен 1700 апреля 28, без дела был 8 месяцев, делал П.М. с товарищи» (П.М. – Пётр Михайлов – так именовал себя Пётр I с 1697 г.)
Пока строилась гавань и морская база – крепость Троицкая, на Таганьем Роге, корабли Азовской флотилии частично базировались у Азова. Для этого напротив Азовской крепости была выстроена крепость Петровская. Корабль «Предестинация» до 1712 года содержался под Азовом, под защитой бастионов крепости Петровской.
Адриан Шхонебек. Аллегория на мир с Турцией в 1700 году (Гравюра, 1700)
Графическая работа Шхонебека «Аллегория на мир с Турцией 1700 г.» представляет собой сложную композицию с объяснительным русским текстом, составленным самим Шхонебеком и потому местами малопонятным.
На гравюре справа изображена Триумфальная арка с латинской надписью «Непобедимому Петру, покорившему турок и их подданных (татар). Пётр I в одеянии римского полководца выезжает из-под арки на колеснице, влекомой двуглавым орлом. Рядом бежит архистратиг Михаил со щитом и поднятым мечом, над царём богиня Ника с лавровым венком. У колесницы Геркулес и Паллада. За колесницей следуют сподвижники триумфатора. Портретных фигур здесь нет.
На пути этого шествия лежат поражённые турки. В левом верхнем углу листа лежат на облаках аллегорические фигуры, из которых одна означает Мир. Ниже виден тучный человек в большом парике и панцире. Он поднят на щит тремя грациями. Это Ф.А Головин – один из главных участников второго похода. В объяснении к фигурам он назван учителем Ахиллеса, т.е. Петра.
Десятилетний царевич Алексей Петрович (сын Петра) изображён ниже граций, в профиль со связанными руками. За ним у жертвенника жрица в тёмной одежде – это намёк на судьбу царицы Евдокии – жены Петра, насильно постриженной в монахини в 1699 году, и на запрещение царевича видеться с матерью.
В левой части листа – Марс, склоняет перед Петром турецкие знамёна, рядом две аллегорические женские фигуры – одна олицетворяет Азов, название другой – «Кизикермен» было после Константинопольского мира 1700 года с Турцией счищено с доски и заменено словом «Арешек». Текстовое объяснение к этим персонажам гласит: «А, которые взятые городы Азов и Арешек с радостью поклоняются».
Ряд фигур символизирует будущее процветание юга России. Гравюра посвящена Шхонебеком царевичу Алексею.
Особого внимания заслуживает Триумфальная арка или Триумфальные ворота, построенные для входа в Москву войск, завоевавших Азов. На фронтоне ворот надписи: «Бог с нами никто же на ны, никогда не биваемое», «Приидох, видех, победих». С фронтона слетает крылатая Слава. В море изображён Нептун «…на звере морском», в его руках острога и весло, а от него надпись: «Се и аз поздравляю взятием Азова и вам покоряюсь». Рядом с Марсом аллегория изображает «воинских людей», бой с татарами и «приступ к Азову», к этой сцене надпись: «Москва азарян побеждает, на многие вёрсты прохрабро прогоняет».
По сторонам ворот, к мосту протянуты были картины на полотне. На одной из них, от статуи Геркулеса, написан был штурм Азова и морской бой галер, и под ней надпись: «На море турки поражены оставя Москве добычу, корабли их сожжены».
Интересен был ритуал входа войск, возвратившихся из-под Азова в Москву: войска, собравшись на лугах под Симоновым монастырём, двинулись оттуда в 9 часов утра через Серпуховские ворота. Процессия была великолепна, растянулась на многие вёрсты и, вероятно, была интересной для стекшейся смотреть на неё толпы. Лефорт писал в письме за границу об этом дне: «Шествие продолжалось с утра до вечера, и никогда Москва не видела такой великолепной церемонии».
Адриан Шхонебек. Восточная часть моря Палус-Меотис (Гравюра, 1701)
Кроме художественных графических работ, Шхонебеком в 1701 году была выгравирована карта с чертежа П. Памбурга, капитана корабля «Крепость». Этот 46-пушечный корабль возглавил флот, который был построен в Воронеже. Флот состоял из 12 крупных кораблей, 4 галер, 13 бригантин и 11 галеотов. В память о первом морском плавании Азовской флотилии в августе 1699 года и была выгравирована карта размером 60х51 см. Название этой карты довольно длинное: «Чертёж преславного и предивного похода морского Божею милостью пресветлейшего и державнейшего Великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белые России самодержца, который дарованием божиим от высокого разума своего корабельный караван против всех чаяний всем на удивление, а иным на страх, такую век кораблями не ездимую дорогоу через многие мелкости, песчаныя морские места. Новый путь морской взыскал и построил…». Более короткая надпись в картуше гласит: «Восточная часть моря Палус-Меотис и ныне называется Азовское море Великий монарх Пётр первый император царь и самодержец всероссийский ходил, познал и открыл… году (1699) и по его великого государя указу выгрыдоровал из меди изограф Адриан Шхонебек (1701) году». В конце текста следует посвящение боярину Ф.А. Головину, которому эта карта была понесена Шхонебеком.
Питер Шенк Портрет К.И. Крюйса (Гравюра, нач. XVIII века)
С победой под Азовом связана ещё одна работа. Это гравированный портрет адмирала К.И. Крюйса. Корнелий Иванович Крюйс (1637-1727), норвежец по происхождению, встретился с Петром I в Амстердаме, поступил на русскую службу, принимал участие в строительстве флота в Воронеже и в плавании Азовской флотилии по Чёрному морю, часто бывал в Азове.
На этом портрете Крюйс изображён в полный рост, в европейском платье, парике и шляпе. Он стоит у стола с навигационными инструментами, картой Дона и Азовского моря. На заднем плане – многочисленные суда с поднятыми парусами. В правой руке Крюйс держит подзорную трубу, левой опирается на карту, лежащую на столе, на которой начерчена крепость с крупно написанным латинским шрифтом названием – «ASOF».
Нахтгласс. Триумфальная картина на взятие Азова (Гравюра, кон. XVII века)
На гравюре Нахтгласса на престоле изображён Пётр I, по сторонам от него две колонны с надписями «Далее и более Российское». Царя окружают аллегорические фигуры-добродетели: Премудрость, Благоразумие, Правда, Милосердие, Cмиреномудрие, Слава и др. Перед троном распростёртые турки, подносящие царю дары. Слева бомбардировка Азова, который освещен солнцем с парящею Славою. Справа Гении держат план Азова.
Эта символика отразила ту значительную роль, какую сыграла артиллерия в штурме Азова в 1696 году, и те грандиозные планы, которые задумал Петр реализовать в Приазовье и энергично начал осуществлять их в первые же дни взятия крепости.
Вокруг центральной аллегорической сцены восемь аллегорических изображений с подписями «Орёл змия растерза», «Солнце луну оумоли» и др. Одна из восьми картинок весьма реалистична – на ней изображены под стенами Азова торговые корабли и навьюченные тюками животные. Пётр действительно стремился всеми средствами развивать торговлю через Азов. Для этого проводились мероприятия по улучшению судоходства в заливе и дельте реки Дон, в Азове были учреждены ярмарки, велась пропаганда торговли через Азов.
Тарасевич Л. Знамение множества мира
(Гравюра-фронтиспис Киево-Печёрский патерик, 1702)
Азовские походы нашли отражение и в традиционном для России виде живописи – иконографии. На этот сюжет сохранились три памятника иконографии – прорись, гравюра – Богоматерь «Знамение» и икона Богоматерь Азовская.
Про́рись — в древнерусском искусстве и иконописи контурный рисунок, сделанный с оригинала гусиным пером или кистью через кальку и нанесенный путём процарапывания по левкасу на доску (для иконописи) или на штукатурку (для фрески). На бумаге контурный рисунок мог выполняться в один (черный) или два цвета (черный и красно-коричневый).
При изготовлении икон чёрной краской прорисовывали контуры изображений, а красной — пробела, охрение, движки. Прорись использовалась в иконописи для нанесения разметки и основных контуров на заготовку иконы, чтобы облегчить труд иконописца. Сначала прорись обводили свежими чернилами или краской. Потом прикладывали к прориси влажную бумагу, потом эту бумагу плотно прижимали к поверхности левкаса будущей иконы, и таким образом контуры «переводились» на заготовку иконы.
Впервые иконографический образ Богоматери Азовской появляется в период правления царевны Софьи Алексеевны – регенте при царях Петре и Иоанне. Прорись была составлена по повелению Софьи Алексеевны Данилой и Иваном Перекрестовыми в Ахтырке – подмосковном имении князя В.В. Голицына по случаю его возвращения из первого Крымского (Азовского) похода в 1686 году. Она возвеличивает и прославляет талантливых организаторов и участников события – царевну, мечтавшую стать царицей, и её фаворита В.В. Голицына.
Подавив заговор сестры, победив под Азовом, Петр не только уничтожил эти документы, но и постарался затмить память о них. Уже в 1697 году, очевидно по воле Петра, Гедеоном Одорским был создан иконографический рисунок с сюжетом взятия Азова. Его повторил в гравюре - фронтисписе лучший киевский гравер - Лев Тарасевич. Гравюра была оттиснута на авантитуле Киево-Печерского патерика в 1702 году.
Это было очередное, 4-е издание, которое продолжало патриотическую тему киевских Патериков: «Мир с Богом человека» и «Меча духовного».
Иконографический извод Богоматери на гравюре - «Знамение». Он дал одно из наименований всей композиции, написанной на радуге, соединяющей крылья орла: «Знамение множества мира». Радуга — один из ветхозаветных образов Богоматери, символизирующий союз человека с богом. Таким образом, победа под Азовом над «неверными» (турками) - была представлена как «Божье произволение».
Поясное изображение Богоматери с младенцем помещено на туловище двуглавого орла - этот иконографический приём символизирует единение царской воли с волей божественной.
Слева на иконе изображен Георгий Победоносец - здесь этот образ олицетворяет Москву, Россию, он поражает змея - Турцию. Справа два всадника без нимбов олицетворяющих Петра и сына Петра - Алексея, рядом с ними воины. Молнии, исходящие от лапы орла, поражают льва - намёк на желаемую победу над шведами в перспективе. В стихах, которые сопровождают гравюру патерика, есть об этом строки: «Видя, яко над змием победу преславну даде Бог, молят, да даст так и над львом рав-ну...». Подо львом, в центре, между поверженными крепостями, изображён камень, символизирующий имя Петра и торжество церкви. В нижнем левом углу Патерика изображена мощная, бастионная крепость - Азов, в правом - Кизикермен.
Издание было поднесено Петру и к нему были добавлены стихи, помещённые на обороте заглавного листа: «Мир дому царёву...».
Богоматерь Азовская
(Живопись, кон. XVIII – нач. XIX вв.)
Гравюра Тарасевича стала очень популярной. Её повторяли в живописи и народной ксилогравюре. Один из таких примеров - икона «Богоматерь Азовская» (197 х 152 см, дерево, грунт, масло), которая хранится в Государственном Историческом музее.
Иконография иконы из Государственного Исторического музея тоже, в целом, повторяет гравюру Льва Тарасевича, но имеет некоторые композиционные различия: изображение Богоматери ростовое, Азов и Кизикермен, изображённые на гравюре Тарасевича мощными бастионными крепостями, а на живописной иконе имеют вид европейских городов без бастионов, орёл поражает молнией льва и дракона.
Из надписей на иконе из музея две непосредственно обращены к Азову и событиям на юге в конце XVII в.: внизу, слева - «Паде паде град великий Вавилон. АЗОВ» и, справа - «И ты Капернаум до не бес вознесыся извержен еси. Кизикермен».
«Богоматерь Азовская» не имеет ни автора, ни даты, её атрибуция спорна. По деталям письма и особенностям иконографии её относят к концу XVIII - началу XIX вв. Известно, что в 1848 году эта икона была подарена Саратовскому губернатору в день храмового праздника.
Интересно, что иконографический образ «Богоматерь Азовская» с некоторыми различиями встречается и в современном исполнении.
Азовская крепость и события, связанные с ней, нашли отражение и в медальерном искусстве. Медальерное искусство является самостоятельной областью малой пластики, сыгравшей значительную роль в развитии русской художественной культуры XVIII в. На Руси «медалеобразные» произведения были известны еще в древние времена, но в современном значении появляются только в конце XVII - начале XVIII вв. Их появление в России совпадает с началом чеканки крупной серебряной монеты.
В 1701 г. в Москве создан Монетный двор, где с 1704 г. выпускают первые медальные монеты с портретами Петра I на лицевой стороне. Эта традиция сохраняется до конца XVIII в., почти одновременно появляются медали, отражающие наиболее значительные события того времени. Как и на монетах, лицевая сторона была занята изображением монарха.
Все медали условно делятся на три группы: памятные, наградные и персональные. Памятные медали в конце XVII - начале XVIII в. посвящались значительным государственным событиям - в основном, победам русской армии.
«Медаль в память взятия Азова русскими войсками 18 июля 1696 года» работы Яна Боскама - интереснейший и редкий памятник медальерного искусства России конца XVII - начала XVIII в. На лицевой стороне медали изображен погрудный, обращенный вправо портрет молодого Петра в лавровом венке, доспехах и плаще. Этот тип портрета Петра I нигде более не встречается. Считалось, что образцом послужил портрет работы Маттеуза Вульфа, однако тщательные поиски этого имени специалистами не принесли успеха. Портрет окружен латинской надписью: «ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ ВЕЛИКИЙ ЦАРЬ РОССИИ», под портретом имя медальера.
Сам Петр настолько высоко ценил боскмовскую медаль, что заказал Шхонебеку офорт, воспроизводящий обратную сторону ее композиции. Аллегорическая композиция оборотной стороны символизирует победу русских войск над турками как торжество христианства над исламом: крылатая Победа с пальмовой ветвью в одной и крестом в другой руке попирает опрокинутый полумесяц и поверженные турецкие трофеи. Вверху по окружности латинская надпись: «ПУСТЬ СТАНЕТ НЕГОСТЕПРИИМНЫМ ДЛЯ НИХ ГОСТЕПРИИМНОЕ» (т.е. - Черное море). Под аллегорическим изображением в обрезе - «АЗОВ ВЗЯТ 28 ИЮЛЯ 1696» (в некоторых случаях даты на медалях не соответствуют точным датам исторических событий). Петр заказал эту медаль в Голландии во время пребывания в составе великого посольства 1697-1698 гг.
Медаль в память взятия Азова была предназначена для целей представительства, как средство пропаганды успехов России. Поэтому большинство экземпляров были подарены за границей и в Россию попали единицы. Штемпель медали также остался в Голландии.
Вернувшись в Россию, Петр поспешил создать свою медаль с русскими надписями, которая стала первым опытом русской памятной медали. Медаль «В память взятия Азова» выполнена была неизвестным русским медальером, отчеканена в серебре небольшим количеством экземпляров. На лицевой стороне погрудное изображение молодого Петра I. Царь изображен в латах, в лавровом венке, голова чуть повернута влево. По окружности надпись: «ПЕТР АЛЕКСИЕВИЧ ПОВЕЛИТЕЛЬ МОСКОВСКОЙ ПРИСНО ПРИРАСТИТЕЛЬ». На оборотной стороне изображена бомбардировка Азова русской артиллерией, по окружности в две стороны надпись: «МОЛНИЯМИ И ВОЛНАМИ ПОБЕДИТЕЛЬ». В обрезе: «1696».
Столь частое обращение к азовской теме в традиционных и новых для России жанрах изобразительного искусства, несомненно, свидетельствует о большом значении, которое придавали современники взятию Азовской крепости в 1696 году, и надеждах на будущее развитие и процветание Приазовья. А появление этой темы в изобразительном искусстве последующих веков убеждает в значимости азовских событий петровской эпохи для последующих поколений.
Источник:
Азов в произведениях изобразительного искусства петровского времени. – Азов, 2012. – 24 с.