Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В 2021 году исполняется 115 лет с момента первого созыва первой в России Государственной Думы.
Хочется напомнить читателям историю развития законотворчества в России.
Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904–1905 годов, раскрывшей все недостатки бюрократического управления и революции 1905 года.
В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». 6 августа 1905 года император Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи.
Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное положение о Государственной Думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.
Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию. Закон о Думе вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий. И даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.
Впоследствии 17 октября 1905 года императору пришлось скорректировать закон о Думе и подписать новый Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией:
1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;
2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы;
3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную Думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.
11 декабря 1905 года были изданы новые дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим. Однако преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной Думы.
Всего до революции 1917 года проработало четыре Думы. В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек.
Порядок выборов в Государственную Думу.
Государственная Дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной Думы 1- го и 2- го созывов. В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начало.
Выборы в первую и вторую Думы проходили на основании «Положения о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу». Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям:
1) земле владельческой,
2) земледельческой,
3) городской
4) рабочей.
Норма представительства составляла: один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. – в городской, на 30 тыс. – в крестьянской, на 90 тыс. – в рабочей.
Для участия в выборах по земле владельческой курии устанавливался земельный ценз – владение от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности и имущественный ценз – наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
Городские избиратели в столицах и 24 крупных указанных в законе городах составляли один разряд (избирательная курия), пользующийся правом двухстепенной подачи голосов, то есть избиратели выбирали выборщиков, а последние в одном собрании – членов Думы.
Избиратели в уездах и всех других городах образовывали два разряда: крупные землевладельцы и владельцы 1/10 ценза и священнослужители; первые выбирали двухстепенными выборами, а вторые – трехстепенными, то есть на предварительных съездах избирали уполномоченных, которые на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.
Для крестьян и рабочих предусматривалась сложная многоступенчатая система выборов. Сельские и хуторские крестьянские сходы выбирали десятидворников, то есть на волостных сходах уполномоченных, последние на уездных сходах – выборщиков от волостей.
По рабочей курии каждый завод, фабрика, предприятие горнозаводской промышленности, железнодорожная мастерская с числом рабочих мужского пола от 50 до 1000 человек избирали одного уполномоченного. Наиболее крупные предприятия избирали уполномоченного от каждой тысячи рабочих. Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих. На нем избирались выборщики для участия в губернском избирательном собрании.
Выборщики губернии от всех курий (от уездов, городских избирателей и крестьян) избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании.
Первая Государственная Дума Российской империи
Срок полномочий: 27 апреля–8 июля 1906 года.
Председатель: С.А. Муромцев, Конституционно демократическая партия.
Открытие первого заседания Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в Санкт Петербурге.
Выборы в Первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года.
Были учреждены шесть курий – землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. Голосование было не всеобщим (не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности), неравным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тыс. избирателей, в городской – на 4 тыс., в крестьянской – на 30 тыс., в рабочей – на 90 тыс.) и непрямым.
Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно своду, в перерывах между сессиями Думы царь мог издавать новые законы от своего имени.
Главным в работе Первой Государственной Думы Российской империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905–1907 годов. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект – внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.
Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева».
Вторая Государственная Дума Российской империи
Срок полномочий: 20 февраля–3 июня 1907 года.
Председатель: Ф.А. Головин, Конституционнодемократическая партия.
Одним из основных направлений работы Второй Думы стало решение процедурных вопросов. Это объяснялось намерением депутатов расширить компетенции представительного органа.
Основное внимание депутаты Второй Думы обращали на аграрный вопрос, в меньшей степени – на правительственные законопроекты, контрреволюционные репрессии, а также мероприятия по улучшению материального положения социальных низов империи.
Дума была распущена через 102 дня с момента начала полномочий. Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с «военной организацией РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т.н. Третьеиюньский переворот).
Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.
Третья Государственная Дума Российской империи
Председатели: Н.А. Хомяков (1907–1910, Союз 17 октября), А.И. Гучков (1910–1911, Союз 17 октября), М.В. Родзянко (1911–1912, Союз 17 октября).
Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской империи, которая проработала полный по закону о выборах срок – пять лет.
Выборы прошли в соответствии с новым Положением о выборах в Думу от 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от так называемых национальных окраин.
Депутатами обсуждался широкий спектр вопросов: реформирование армии, крестьянский вопрос, отношение к «национальным окраинам» и др.
Предложения о законопроекте должны были исходить не менее чем от 30 депутатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой в трех чтениях. Для работы над законопроектами было создано около 30 комиссий. Некоторые, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссий проводились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В состав большинства комиссий входили представители от каждой думской фракции.
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища (название должностей закреплено в документах о создании и порядке работы Думы). Совещание выпускало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Широко использовалась система запросов: при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.
Четвертая Государственная Дума Российской империи
Срок полномочий: 15 ноября 1912 года – 6 октября 1917 года.
Председатель: М.В. Родзянко, Союз 17 октября.
Развитие событий внутри страны и на международной арене определило вектор работы Четвертой Думы. С началом Первой мировой войны, после крупных поражений русской армии на фронте, сформировался серьезный внутриполитический конфликт Думы и исполнительной власти. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года. Несмотря на это Дума продолжила собираться на частных совещаниях.
Дума являлась одним из центров оппозиции императору Николаю II. 27 февраля ее членами был образован Временный комитет Государственной Думы, который фактически стал выполнять обязанности верховной власти, сформировав Временное правительство.
После прекращения существования монархии в России полный состав Думы ни разу не собирался, однако регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной Думы.
6 октября 1917 года Государственная Дума была распущена Временным правительством по причине подготовки выборов в Учредительное собрание.
После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным Советом РСФСР и СССР, Советами народных депутатов СССР.
Избирательная система сначала была многоступенчатой, не все граждане имели право голосовать. Однако в 1936 году Конституцией были введены всеобщие равные прямые выборы. Кроме того, депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности.
На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность Президента Республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный Совет РСФСР утратили часть своих полномочий. Впоследствии указом Президента РСФСР система Советов была ликвидирована.
В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации первого созыва.
Время вносит свои коррективы, и сегодня современная Госдума имеет куда больше прав, возможностей и полномочий. В 2021 году пройдут выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва. Они должны состояться в единый день голосования 19 сентября 2021 года.
После принятия новой Конституции Российской Федерации в 2020 году Государственная Дума получила много новых прав: право утверждать кандидатуру Председателя Правительства РФ, предлагаемую Президентом, утверждать кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (за исключением отдельных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, в частности министров «силового блока»). Об этом могли только мечтать депутаты самой первой Думы в России. Как бы радовался за нашу страну первый председатель Первой Государственной Думы Российской империи Сергей Андреевич Муромцев – крупнейший общественный деятель XIX века, выдающийся ученый, родоначальник социологического правоведения. Он последовательно выступал за проведение либеральных реформ, за уважение к представительному органу власти. По воспоминаниям историка А.А. Кизеветтера, «строгий, суровый, торжественный, стоял он на своем месте и вел заседание твердо, в полном сознании правоты своих действий. Но, несмотря на его суровость, все члены Первой Думы не только слушались его, но и сердечно любили его. Они все чувствовали, что Муромцеву Дума была дорога, потому что ему дорога была Родина, для блага которой он пошел в Думу».
В 2021 году предстоят выборы новых депутатов в Государственную Думу VIII созыва и хочется верить, что наши новые избранники народа, будут так же горячо любить свое Отечество – Россию и верою и правдой ей служить.
Карпов, А. История Государственной Думы / А. Карпов // Честь Отечества.- 2021.- 3-4.- С. 28-31.