Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«ЗНАМЕНИТЫЕ МАМЫ – ЗНАМЕНИТЫЕ ДЕТИ»
Киновечер
Оформление: Книжная выставка и виртуальная фотогалерея с одноименным названием.
«Без солнца не цветут цветы,
без любви нет счастья,
без женщины нет любви,
без матери нет ни поэта, ни героя,
вся гордость мира – от Матерей!»
М. Горький
Ведущий 1: На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких слов – слово «мама». Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит о том, все люди почитают и любят матерей. Во многих странах отмечается День матери.
Российские писатели, общественные деятели предлагали ввести такой праздник и у нас в стране. И вот Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 г. был установлен Праздник День матерей России, который ежегодно отмечается 4-е воскресенье ноября.
В российском кино трудится и трудилось немало представителей актерских династий. Много талантливых актрис –матерей передали свой талант своим детям и сегодня мы поговорим о некоторых их них.
Ведущий 2: Мария Владимировна Миронова родилась 7 января 1911 года в Москве, в семье школьной учительницы Елизаветы Ивановны и служащего Владимира Николаевича Мироновых.
Отец Марии очень любил музыку, живопись и театр, и эту любовь старался привить своей дочери. Когда Марии Мироновой исполнилось семь лет, родители отдали ее учиться в опытно—показательную школу имени Фритьофа Нансена, в которой Миронова начала изучать актерское мастерство и участвовала во всех постановках школьного театра.
В 1925 году Мария Миронова, окончив семь классов школы, поступила в Театральный техникум имени Луначарского, а год спустя, вместе с другими студентами, дебютировала на сцене Театра современной миниатюры.
Работая на «большой сцене», Мария Миронова одновременно начала выступать на эстраде. В 1939 году миниатюры Мироновой были отмечены призом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. К этому времени наладилась личная жизнь актрисы — она вышла замуж за режиссера и сценариста Михаила Слуцкого.
В конце 1938 года Мария Миронова пришла в труппу только что созданного Государственного театра эстрады и миниатюр и была задействована практически во всех спектаклях. Во время работы в этом театре она познакомилась с артистом Александром Менакером, который был на три года моложе Марии. Менакер великолепно пел, играл на рояле и выступал с музыкальными фельетонами. Летом 1939 года театр отправился на гастроли в Ростов—на—Дону, и там между Менакером и Мироновой стремительно начали развиваться отношения, несмотря на то, что Александр был женат, и сама Мария была замужем. На четвертый день знакомства Миронова написала своему мужу письмо, в котором сообщала о разводе, и посоветовала Менакеру сделать то же самое. Вскоре после этого бывший муж Марии Михаил Слуцкий был арестован, как «враг народа», но Миронова не оставила его в беде и вместе с Менакером носила передачи Слуцкому в тюрьму, прекрасно осознавая, чем это может для них закончиться.
Осенью 1939 года Миронова и Менакер впервые вместе выступили на эстраде с сатирическими диалогами, и публика с прессой отреагировали на этот дебют с большим восторгом. Вместе на эстраде Мария Миронова и Александр Менакер проработали более 30 лет, и все это время удивительно дополняли друг друга.
( Видеоролик миниатюры «Фальшивый жених»)
8 марта 1941 года у Мироновой и Менакера родился сын, которого они назвали Андрей — будущий замечательный актер и любимец публики. О рождении сына Миронова рассказывала: «Андрей ведь родился на сцене и умер на сцене. Он начал рождаться, когда я играла спектакль. Меня просто увезли из театра в родильный дом Грауэрмана, на Арбате».
(Фрагмент документального фильма «Смотрите, я играю…)
Но вскоре началась война, и с самого ее начала Мария Миронова участвовала в выступлениях фронтовых актерских бригад, проездив с этими бригадами практически все четыре военных года. Миронова помогала во время войны сиротам.
После окончания войны Миронова продолжила работать в Театре миниатюр вплоть до его закрытия в 1947 году,
Несмотря на успешную театральную карьеру, Мария Миронова мало снималась в кино, причем режиссерами ей предлагались роли второго плана. Ее первой работой стала роль секретарши Бывалова в комедии Григория Александрова «Волга—Волга». Позже она сыграла жену директора завода в комедии Семена Тимошенко «Запасной игрок» и Леокадию Михайловну в приключенческой комедии Александра Роу «Драгоценный подарок». Также зрители запомнили ее работу в комедии «Мы с вами где—то встречались», снятой в 1954 году. Но серьезных ролей в кино ей не предлагали. Позже она сыграла еще полтора десятка эпизодических ролей — но в этом не было ее вины. Отечественный кинематограф не смог полностью раскрыть незаурядное дарование замечательной актрисы.
В 1982 году после четвертого инфаркта ушел из жизни муж и верный партнер Мироновой на сцене Александр Менакер. А в 1987 году скончался их сын, выдающийся актер театра и кино, любимец зрителей Андрей Миронов. Мария Миронова после этих трагических в ее жизни событий рассказывала: «Пока человека помнят, он жив. Для меня—то он всегда жив: и он, и Александр Семенович. Теперь Андрюша еще и летает на небе — ему планету дали. Еще в 1987—м году, когда он был жив. Теперь я знаю, когда он ближе к нам, когда дальше».
Мария Миронова стойко перенесла потерю мужа и сына. Никто не видел Марию Владимировну плачущей.
Чтоб хоть как—то отвлечь от одиночества, Миронову пригласила себе в помощницы директор Дома актера Маргарита Эскина.
В 1990 году ее позвал в свой театр Олег Табаков, и его предложение поработать в молодом коллективе Мария Владимировна восприняла с большой теплотой, сыграв ведущие роли в спектаклях «Учитель русского» и «Норд—Ост». Мария Миронова в интервью рассказывала: «Моя жизнь кончилась со смертью Андрея. Я думала, что уже никогда не подниму головы. Никогда. Но меня спас один хороший человек. Мне вдруг позвонил Олег Павлович. Он понял, наверное, в каком я страшном состоянии, и сказал одну лишь фразу: «Мадам, а не хотели бы Вы поиграть в моем театре?» Я сказала: «Спасибо, хочу». И он взял меня в свой театр.»
Мария Владимировна ушла из жизни 13 ноября 1997 года в Центральной клинической больнице Москвы. Похоронена на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой сына — актёра Андрея Миронова.
(Видеоролик Финальной песни из кинофильма «Обыкновенное чудо»)
Ведущий 1:По пальцам можно перечесть тех исполнительниц, кто завоевал - и заслужил - завидное право выбирать сценарий, роль, фильм.
Лидия Федосеева-Шукшина заслужила, режиссеры приглашали ее наперебой: только бы согласилась. Даже звали в один из ведущих ленинградских театров - но дочки-то ведь в Москве учились, здесь же и дом, на котором висит мемориальная доска, что жил, мол, и работал в этом доме Василий Шукшин... Дом находился на улице Бочкова, рядом со станцией метро "Алексеевская". Сложен из кирпича, квартира у Шукшина и Федосеевой оказалась просторная. Василий Макарович все ходил по комнатам и восхищенно восклицал: "Надо же! Вот ведь хоромы, живи в удовольствие! Думай, пиши..." Раньше занимали Шукшины скромненькую, какую-то ненадежную с виду квартирку в блочной башне, на первом этаже которой торговал продовольственный магазин. У прилавков толкались мужики, гоношили на "красненькое", и Шукшина, когда он спускался вниз, за покупками, принимали за "своего", чуть ли не по плечу хлопали: "Как жисть-то, Вась?" Кооперативная башня эта и сейчас там же, в Свиблове, минутах в тридцати, если пешком, от Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького, - на студию Шукшин ходил сниматься у других режиссеров или снимать собственные картины. Иногда вместе с ним шла на съемочную площадку и жена, Лидия Федосеева. Собственно, студии обязаны они своим союзом: оба как актеры работали на картине "Какое оно, море?" (1964). Были в экспедиции, на съемках натуры, решили пожениться. А ведь много раньше учились вместе во ВГИКе, знакомы были, аккуратно здоровались... А семья сложилась совсем при других обстоятельствах, когда оба уже хорошо знали, чего им ждать от жизни, чего они хотят от искусства, от кино. Когда из молодости шагнули в пору душевной и человеческой, или, если угодно, житейской зрелости... Мудро поступила тогда судьба, наделила этих далеко не избалованных людей счастьем.
(Фрагмент фильма «Какое оно море?)
Слава пришла к Федосеевой поздно, зато по адресу. Нет, это человек не капризный, это человек - редкой стойкости. Плюс - несомненной талантливости, которую разглядели не вдруг, а через долгое, долгое удивление: как же так? Откуда? Через удивление - к признанию. Ленфильмовский режиссер Динара Асанова, а была она тогда автором всего одного полнометражного фильма, говорила мне: "Я постараюсь снять ее в каждом своем фильме. Пусть в эпизоде, но непременно. Это - актриса!"
И что же? Действительно сняла - и в картине "Ключ без права передачи", и в фильмах "Беда", "Жена ушла", "Никудышная", "Пацаны". Везде - удачно. И права Асанова - это актриса! Коротко и ясно.
На памяти, в числе особенно значительных ролей Федосеевой, - ее героини в шукшинских шедеврах "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная", а еще Груша из фильма "Позови меня в даль светлую...", который столь талантливо поставили по шукшинской киноповести режиссеры-дебютанты Герман Лавров и Станислав Любшин.
(Фрагмент фильма «Печки-лавочки)
Общеизвестно, что специфика профессии требует от актера жить не только своей жизнью, играть не только доброе и дорогое. После смерти Шукшина, много снимаясь у других режиссеров, Федосеева-Шукшина подтвердила свой профессионализм: роли выпадали иной раз весьма далекие от привычного ей типа женщин.
Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина считает себя хорошей актрисой. Может быть, не великой. Но хорошей. Кто бы спорил?
Мария – старшая дочь знаменитого писателя и актера Василия Шукшина и актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной. Она появилась на экране, когда ей был всего годик – в киноальманахе «Странные люди», новелле «Братка». А следующий выход был в шесть лет. Тогда девочка снялась в картине «Птицы над городом» Сергея Никоненко.
Марии, естественно, была предречена карьера актрисы. Таким образом, она продолжила династию. Впрочем, мудрая мама говорила: «Если тебе повезет, то выйдешь замуж за режиссера. Тогда он будет тебя снимать. А если нет, тогда останешься безработной и будешь все время в подвешенном состоянии». И именно после таких слов девушка решила выбрать себе другую, более стабильную профессию. Она поступила в институт иностранных языков. После вуза Мария Шукшина проработала секретарем-переводчиком несколько лет. После трудилась брокером. Но все-таки зов предков был сильным. И Маша стала актрисой.
(Фрагмент фильма «Американская дочь»)
Ведущий 2: Актриса, которая входит в кинематографическую династию Михалковых Кончаловских – Наталья Аринбасарова.
Наталья Аринбасарова родилась 24 сентября 1946 года в Москве, где познакомились её родители. Отец — казах Утевле Туремуратович, мать — полячка Мария Константиновна, в девичестве Жуковская, из семьи польских беженцев времён Первой мировой войны. Кроме неё, в семье было четверо детей — Юрий, Арсен, Татьяна и Михаил. Отец в то время учился в Военной академии им. Фрунзе. В детстве во время службы отца в Туркмении увидела фильм «Лебединое озеро» и решила стать балериной. В 1956 году семья вернулась в Казахстан. В Алма-Ате Наталья поступила в хореографическую школу, оттуда её направили в Академическое хореографическое училище при Большом театре, которое она окончила в 1964 году. В том же году её пригласили сниматься в главной роли в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского по роману Чингиза Айтматова «Первый учитель».
(Фрагмент фильма «Первый учитель»)
За эту женскую роль она получила приз Венецианского кинофестиваля «Золотой кубок Вольпи» 1966 года, обойдя Джейн Фонда с фильмом Роже Вадима «Добыча». Тогда же вышла замуж за Андрея Кончаловского Брак, в котором родился сын Егор Кончаловский, продлился 5 лет. Поступила во ВГИК, училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и окончила его в 1971 году. Но её брак распался в 1969 году — Кончаловский хотел уехать за границу и женился на иностранке Вивиан Годе.
Второй брак (1970) — с художником-постановщиком и живописцем Николаем Двигубским, который работал в фильмах Кончаловского. От этого брака родилась дочь Екатерина (1974), ныне тоже кинорежиссёр и писательница. Но в 1980 году снова развод — Двигубский уезжает обратно во Францию.
Третий брак (1982) — с кинорежиссёром Эльдором Уразбаевым.
С 1971 года — актриса Государственного театра киноактёра.
В 1999 году Наталья диктует дочери свои мемуары, в итоге вышла книга воспоминаний «Лунные дороги».( Краткий обзор книги)
Ведущий 1: Светлана Немоляева - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. В кино она начала появляться еще девочкой, а наиболее известными фильмами с ее участием являются картины Эльдара Рязанова – «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Служебный роман» и многие другие.
Родилась Светлана в Москве, в семье интеллигентов, которые имели непосредственное отношение к театру и кинематографу. Ее папа Владимир Немоляев был кинорежиссером, а мама Валентина Ладыгина – звукооператором. Были в семье и актеры, например, дядя Светы по отцовской линии - Константин Немоляев. Связал жизнь с кино и младший брат Николай, который взял в руки камеру и стал кинооператором.
Детство девочки прошло на Плющихе, за исключением тяжелых военных лет в эвакуации. Немоляева еще дошкольницей влюбилась в театр, ходила на все спектакли, в которых играл дядя, часто посещала и другие постановки. Впервые на экранах Светлана Немоляева предстала в возрасте 8-ми лет. Она снялась комедии Константина Юдина «Близнецы». Затем еще много раз маленькая Света появлялась в ролях «безымянных девочек», например, в мюзикле «Счастливый рейс» и цирковой ленте «Карандаш на льду». Кстати, Михаила Румянцева, знаменитого клоуна Карандаша, она знала с ранних лет, так как тот был большим другом их семьи.
Так что в том возрасте, когда большинство детей еще не задумываются о будущей стезе, Светлана уже была уверена, что станет только актрисой. После школы она поступает в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, а в 1959 году входит в труппу Театра имени Владимира Маяковского, который в середине 50-х годов считался самым престижным и самым значительным московским театром.
Одновременно со Светланой Немоляевой в театр имения Владимира Маяковского был принят другой молодой актер - Александр Лазарев. У них практически сразу возникла симпатия друг к другу, а вскоре эта искра переросла в серьезное чувство. Уже в марте 1960-го года Немоляева вышла замуж за Лазарева
Через семь лет в семье родился единственный сын, которого решили назвать в честь отца. Александр Лазарев-младший продолжил актерскую династию и сейчас играет на сцене московского театра «Ленком». Он подарил Светлане Немоляевой двух внуков – Сергея и Полину.
Первой взрослой работой Немоляевой стал фильм-опера «Евгений Онегин», в котором она сыграла роль Ольги Лариной. Позднее Светлана появлялась в кадре и на первом, и на втором плане. Пользовался успехом детектив «Круг», психологическая мелодрама «Дневной поезд», семейная сага «Такая короткая долгая жизнь».
Но главный успех в кино пришел к актрисе после ее знакомства с режиссером Эльдаром Рязановым. Сначала она снялась в его производственной романтической комедии «Служебный роман», потом появилась в остросатирической ленте «Гараж» и трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». Много позже Немоляева поучаствует в социальной аллегорической драме «Небеса обетованные».
(Фрагмент фильма «Служебный роман»)
В новом веке актриса стала много сниматься в сериалах, например, «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...», «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант», «Осенние цветы», «Земский доктор». Последней работой Немоляевой была мелодрама «Осколки хрустальной туфельки», а сейчас 79-летняя актриса занята на съемках телесериала «Семейные обстоятельства».
С Лазаревым актриса прожила счастливую жизнь вплоть до его внезапной смерти в 2001 году. Их союз всегда являлся для общественности примером порядочности и интеллигентности. На фоне многих актерских пар, позволяющих себе интриги вне семьи, Светлана и Александр оставались крепкой и чистой парой.
Ведущий 2: Еще со времен советского кинематографа зрителю известно творчество актрисы Любови Руденко. Как раз об этой замечательной женщине и пойдет дальше речь.
Любовь Николаевна Руденко родилась в Москве 22 октября 1959 года. Свой актерский талант она унаследовала от родителей. Отец Любови – Николай Руденко - являлся актером Театра комедии, мать – Дина Солдатова - была актрисой Московского гастрольного театра комедии. Тетя Любы (сестра мамы) – Ирина Солдатова - работала в театре Советской армии. Наша героиня в детстве училась в спецшколе, участвовала в школьных постановках и углубленно изучала французский язык. Благодаря актерской профессии родителей, Любовь много времени проводила за кулисами театра, наблюдая за многочисленными репетициями своих мамы и папы. В восемь лет Любовь Руденко дебютировала в фильме «Корзина с еловыми шишками» К.Г. Паустовского, где снялась в главной роли.
Съемкам в кино актриса Любовь Руденко предпочитала игру в театре, поэтому ролей в фильмах у нее было не так много, как могло быть. .
Девяностые годы заставили забыть о советском кинематографе не только Любовь Руденко, но и многих других известных актеров. Несмотря на это, наша героиня продолжала работать в театре, на радио, в дубляже и даже давала концерты, так как обладала с детства хорошим голосом. Она исполняла романсы, народные песни.
Первый раз замуж Любовь вышла за актера Макеенко Кирилла. В браке у них родился один сын Анатолий. Мальчик пошел по стопам родителей и тоже стал актером. Он снялся в нескольких известных фильмах: «Бедная Настя» (Шубин Алексей), «Рыжая» (Сергей), «Две судьбы» (Юсупов Петр). Прошло совсем немного времени, и актёр стал известным. Он практически безостановочно снимался в телесериалах и кинокартинах. Надо сказать, что не все герои Руденко были исключительно положительными. Актёр женат на Елене Дудиной. У них родилась дочь Милена. Знакомство с будущей супругой произошло на работе, Елена тоже актриса. Вместе они снимались в фильме «Вчера закончилась война». Со временем рабочие отношения переросли в романтические. Свадьба не афишировалась и прошла в узком кругу родственников.
(Фрагмент сериала «Бедная Настя)
Свою следующую любовь наша героиня встретила на съемках. Он работал оператором и сразу же поразил своим мастерством. Пара стала общаться. Доходило до того, что они разговаривали по пять часов в день по «Скайпу». Несмотря на разницу в возрасте (он моложе ее) и то, что он был женат, их отношения сложились. Это не стало помехой в любви. Хотя на тот момент с женой он уже не жил. У влюбленных оказалось одинаковое восприятие действительности, много общих тем и увлечений. С ним наша героиня почувствовала заботу и внимание, которую не изведала со своим бывшим мужем. Имя нового избранника Любовь не решилась рассекретить. Но именно с ним наша героиня почувствовала себя по-настоящему счастливой и слабой женщиной.
(Фрагмент фильма «Молодожены»)
Ведущий 1.:Судьба каждой женщины – это увлекательный роман, со своими радостями и горестями. А судьбы актрис, которых мы знаем и любим, нам наиболее интересны. Сегодня мы поговорили только о пяти женщинах – актрисах, женщинах- матерях известных актеров. Если вы захотите больше узнать о судьбах ваших любимых актрис, то приходите в библиотеку – для вас мы предлагаем большой выбор книг и периодических изданий, рассказывающих о замечательных женщинах российского и мирового кинематографа.
Ведущий 2: А сегодня, в преддверии праздничного дня – Дня Матери – мы поздравляем всех женщин, которым выпала такая счастливая и нелёгкая в то же время судьба – быть матерью. Поздравляем и всех остальных людей с тем, что им также выпало огромное счастье – быть чьими-то детьми, родиться на этой земле и знать любящие ласковые руки.
С Днём Матери вас!
При подготовке использованы сайты:
1.7days.ru
2.Kino-teatr.ru
3.Uznayvse.ru
4.Wikipedia.org
5.Youtube.com
Составители: Качусова И.Ю., Рудаева О.В. – библиотека им. Л. Толстого