Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ПАМЯТНИК ДМИТРИЮ ПОЖАРСКОМУ И КОЗЬМЕ МИНИНУ В МОСКВЕ
История памятника
Один из самых знаменитых памятников не только Москвы, но и всей России находится в самом сердце Москвы - на Красной площади. Это памятник народным героям-освободителям князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому земскому старосте Козьме Минину. Изначально памятник располагался в центре Красной Площади, лицом к Кремлю. В 1930 году памятник был перенесён к собору Василия Блаженного, так как был помехой для парадов и демонстраций на главной площади столицы.
Скульптурная группа посвящена Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции, и победе над Польшей в 1612 году.
История скульптуры началась в 1803 году, когда с идеей о постройке памятника выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Императору Александру идея понравилась, и он ее поддержал. Интересно, что памятник Минину и Пожарскому стал первым памятником в Москве, который установили не в честь царя, а в честь народных героев. В 1808 году скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России.
Однако работе мастера и установке памятника помешала начавшаяся вскоре Отечественная война 1812 года. В результате скульптура была установлена не в 1812 году, спустя ровно 200 лет с момента совершения великого подвига, а лишь в 1818.
В то время Мартос был уже довольно известным скульптором и преподавателем Академии художеств. Иван Петрович Мартос родился на Украине в Черниговской губернии, закончил Академию художеств с золотой медалью. После окончания Академии Мартос посетил Рим, где познакомился с искусством одной из древнейших стран мира. Искусство скульпторов Древнего Рима наложило отпечаток и на его творчество. После возвращения на Родину Мартос стал преподавателем Академии, а позже профессором и ректором.
Хотя он и был первоклассным мастером, других его известных работ практически нет. Мартос часто выполнял частные заказы и специализировался на изготовлении скульптур для надгробий. Кроме памятника Минину и Пожарскому, хорошо известны лишь его скульптура Иоанна Крестителя, украшающая Казанский собор в Санкт-Петербурге, статуя императора Александра I в Таганроге и памятник Ломоносову на его родине в Холмогорах.
Стоит отметить, что при создании скульптур Минина и Пожарского Ивану Мартосу позировали его собственные сыновья. Мартос был сторонником классицизма, и именно поэтому герои его творения немного напоминают античных богов. Однако детали их внешности и одежды указывают на то, что Минин и Пожарский — русские. Так, например, волосы Минина пострижены в скобку, а одеяние напоминает русскую вышитую рубаху.
Как и в других своих работах, при создании памятника Минину и Пожарскому Мартос использовал элементы древней скульптуры. Для многих оказалось неожиданным, что скульптор решил «одеть» русских народных героев в античные одежды. Но по задумке мастера это отождествляло народных героев России XVII века со знаменитыми героями древности. Композиция, предложенная скульптором, также имела своё значение. Он изобразил момент, в котором староста Минин, указывая рукой на Москву, вручает меч князю Пожарскому. Этот жест символизирует призыв стать во главе ополчения. Раненый Пожарский поднимается со своего ложа, опираясь на щит – символ пробуждения израненного русского народа и готовности пожертвовать своей жизнью ради Отечества.
Многие специалисты отмечают удачную композицию памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Мартос сумел воплотить в нём мысли и чувства людей своего времени, лишь недавно переживших страшную Отечественную войну. Несмотря на то, что герои одеты в костюмы и сандалии античных героев, лица и фигуры их созданы в полном соответствии с русским характером и полны силы и решимости. Открытие памятника состоялось 4 марта 1818 года. Мастер работал над ним в течение 14 лет. Высота постамента 4 метра, сама скульптура имеет высоту 4,9 метра. Скульптура изготовлена из бронзы, а вес её составляет около 20 тонн.
Создание памятника Минину и Пожарскому вызывало у людей большой интерес. После победы в войне 1812 года россияне еще больше поддержали эту идею, поскольку видели в скульптуре символ победы.
История создания памятника, как и история его существования, наполнена постоянными спорами о том, где он должен стоять. Самым первым потенциальным местом расположения был Нижний Новгород, где родилось второе ополчение, но, учитывая важность события для страны, Александр I настоял на установке памятника в Москве. Тем не менее, в Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть его брата-близнеца, правда, в уменьшенном размере. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи, с которой когда-то Минин призывал нижегородцев созвать ополчение.
Кстати, памятник Минину и Пожарскому был отлит не в Москве, а в Петербурге. Стоит отметить, что впервые в европейской истории памятник был отлит целиком за один раз. Для его изготовления подготовили 1100 пудов меди, которую затем плавили в течение 10 часов. Гранит для пьедестала был доставлен в Санкт-Петербург из Финляндии, а уже оттуда по воде его перевезли в Москву.
Перевозка заняла несколько месяцев, так как в планах была обязательная остановка в Нижнем Новгороде. Перевозка монумента "Минину и Пожарскому" из Петербурга в Москву водным путем длиною в 2783 версты (2969 км) была весьма сложной задачей для того времени: предстояло преодолеть два озера, четыре канала, десять рек, встречные течения и ветры, шквалы и штормы, дождь, туман и снег, многочисленные пороги и отмели. Перевозка водным путем монумента Минину и Пожарскому из Петербурга в Москву, осуществленная вопреки всем опасениям "с примерным успехом", заняла 104 суток, из них "ходовых" оказалось 50 суток и 10 часов, "простойных" - 53 суток и 14 часов.
О прибытии долгожданного памятника в город сохранилось упоминание в журнале «Сын Отечества»: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».
Официальное торжество открытия памятника, состоявшееся только 20 февраля (4 марта) 1818 года с церемониальным маршем гвардии и участием всей царской фамилии во главе с императором Александром I, переросло в настоящий народный праздник. Под барабанный бой и крики «ура» с памятника сняли покрывало. Газета "Московские ведомости" писала по этому поводу 23 февраля 1818 года: "Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около кремлевской стены, стены и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем".
Сегодня памятник Минину и Пожарскому — это одна из главных достопримечательностей столицы России. Подвиг русских людей – К. Минина и Д. Пожарского на веки-веков вписан в скрижали истории государства Российского, а монумент, созданный в честь народных героев, служит молодому поколению примером самоотверженности, героизма, мужества и готовности отдать свою жизнь за Отечество.
Описание
Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина - его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.
Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке - щит с изображением Спаса, а другая рука – на мече, протянутом Кузьмой Мининым.
Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.
Скульптурная композиция установлена на большой, гранитный постамент.
Основание памятника с обеих сторон украшают барельефы. На лицевой стороне барельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг. Сцена сбора состоит из двух групп людей. Правая группа изображает приносящих пожертвования мужчин, а левая – коленопреклоненных женщин в античных одеждах, но русских кокошниках, возлагающих на алтарь победы свои драгоценности. На заднем плане видны фигуры мужчин – отца и его сыновей, которых он благословляет на ратный подвиг. Портретное сходство отца с самим скульптором И. Мартосом неслучайно – его сын в 1812 году сражался с французами в армии М. И. Кутузова. В самом центре барельефа скульптор изобразил принесенные людьми и сложенные на земле пожертвования. Сверху композиции выгравированы слова благодарности потомков освободителям Отечества.
Обратную сторону барельефа занимает сюжет рассказывающий о военном подвиге. Он посвящен сцене изгнания интервентов, также состоящий из двух композиционных частей. В одной части изображены мужественные русичи во главе с князем Дмитрием Пожарским, конь которого попирает копытом побежденного неприятеля, в другой – в ужасе убегающие враги.
Так же на постамент нанесена памятная надпись “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 год”.
Иван Мартос, художник Росси