Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ МАЙБОРОДА
(2 июля 1962)
Олег Николаевич Майборода – один из ярких представителей современного художественного искусства Дона. Олег Николаевич, азовский художник с мировым именем, о котором говорят: «певец донских степей», «деревенский художник», своим талантом и искренностью щедро делится с современниками.
Родился Олег Николаевич 2 июля 1962 года в городе Азове.
В детстве (1976 – 1980 годы) успешно занимался в народной студии мультипликационного искусства «Солнышко» у замечательных педагогов Цыбулиных. Именно в это время начинает раскрываться талант будущего художника. В 1978 году на Всесоюзном фестивале детских игровых и мультипликационных фильмов Олег Майборода занял первое место.
1980 – 1982 годы - служба в рядах Советской Армии.
В 1984 году Олег Николаевич поступает на художественно-графический факультет Ростовского-на-Дону государственного педагогического института, который окончил в 1989 году. Руководителем Олега Майбороды во время учёбы в институте был Павел Александрович Черных, мастерскую которого Олег Николаевич считает своей школой. Увлечение на первых курсах института восточной живописью, ее выразительным штрихом, линией, плоскостной декоративностью цветовых пятен, жанровой картиной, природный художественный темперамент – всё это формировало Олега Майбороду - художника. В процессе учебы Олег Майборода усваивает немало ценных знаний, необходимых художнику-профессионалу, которые также во многом способствуют развитию его природного дарования. Со студенческих лет Майборода начинает выставочную деятельность, показывая свои первые достижения вместе с художниками – членами творческих организаций. Ему сопутствуют успехи в акварельной, масляной живописи, он много работает в жанре портрета, пейзажа, тематической картине.
Еще в пору студенчества Олег Майборода осуществляет постоянные выезды для работы на природе. Излюбленным его местом, где художник получает свое вдохновение на многие годы, и сейчас является Вешенская земля, связанная с творчеством великого писателя Михаила Александровича Шолохова и жизнью героев его произведений. Земля эта богата не только на события истории нашего Отечества, но разнообразной и разнохарактерной донской природой. В мастерской художника рождаются все новые и новые произведения, посвященные земле Дона, в которых автор поэтически глубоко и живописно ярко раскрывает неповторимый колорит казачьего края.
С 1987 года Олег Майборода начал активную выставочную деятельность. На выставках его картины получают общественный резонанс, как у специалистов, так и у широкого зрителя. Его живописные композиции «Цветущий абрикос», «Табун», «На заливных лугах», «Гуси», «Школьница» свидетельствовали о том, что в донском искусстве появился новый художник, чьё творчество тесно связано с его родным краем. С большим интересом воспринимаются персональные выставки работ Олега Майбороды и за рубежом: Италия, Австрия, Израиль.
В 2009 году Олег Николаевич Майборода удостоен почетного звания «Человек года», а в 2011 году становится членом Союза художников России.
Главные герои произведений Олега Майбороды – природа края и люди, чья жизнь тесно с ним связана. В композициях художника они простые и естественные в своих повседневных чисто человеческих поступках и заботах и этим интересны и очень важно, что художник в своем искусстве силой своего таланта умеет за внешним видом изображаемого явления прочувствовать более глубокое внутреннее дыхание его жизни, которое не преходяще во времени.
Через цветовые контрасты масляных красок художник удивительным образом передает самобытность донской земли, сложные характеры людей. Его картины – смесь эмоциональности с динамикой, колоритных оттенков с сильными ритмами.
Каждая работа связана с определенной историей. Любопытно, что с созданием одной из наиболее сильных работ – «Ворующие подсолнухи» связан творческий кризис. По признанию Олега Майбороды, в то время живопись превратилась в ремесло и стала приносить скуку. Данный период заставил художника перейти на другую орбиту – усложнить, добавить что-то новое. Образ картины изначально возник в воображении, а затем нашел отражение на холсте. Олег Майборода писал ее на протяжении 15 лет (1997-2012). Непредсказуемость и риск, ощущение свободы и прелесть донских полей - вот они, «Ворующие подсолнухи».
Рассказывает искусствовед Валерий Рязанов: — В этой композиции, написанной в промежутке между 1997 и 2012 годами, очевидна свойственная для многих картин азовского художника Олега Майбороды внезапность или неожиданность открывающегося перед зрителем зрелища, придающая произведению особую образную остроту его восприятия. В этом зрелище, рожденном в порыве стихийного человеческого азарта, есть нечто от языческого духа прошлого. В этой картине явление из разряда обыденного, житейского перерастает в символ из нашего прошлого, настоящего и, наверное, будущего. В истории мирового искусства сюжеты подобного рода встречаются достаточно часто, в том числе и в донском искусстве второй половины XIX — начала ХХ веков. Так, например, один из первых донских художников, получивших академическое образование Елисей Григорьевич Чарепахин (1837 — 1922) был награжден Серебряной медалью Императорской Академии художеств и удостоился звания свободного художника в 1866 году, написав картину «Воры». Другой наш именитый земляк Григорий Иванович Шилтян (Шилтьян, Шилтов, Грегорио) (1900 — 1985), уже будучи за рубежом, в Италии снискал славу выдающегося живописца ХХ столетия, с именем которого связано утверждение и развитие новых классических принципов реалистического искусства, в 1955 году написал одну из знаменитейших картин прошлого века «Школа воров».
Сегодня художник Олег Николаевич Майборода живет в доме-мастерской на окраине Азова. Обособленность от городской суеты Олега вполне устраивает. Не участвует он и в околохудожнических тусовках, так же как и не стремится отмечаться на выставках своих коллег, хотя его искусство хорошо знакомо в Италии, Австрии, Израиле и представлено в музеях и частных собраниях многих стран. Сразу после окончания в 1989 году факультета изобразительных искусств Ростовского пединститута Олег Майборода ежегодно преданно, при любых обстоятельствах, совершает поездки в излюбленные вешенские луга, на глинистые косогоры, в окрестности легендарного острова Маныч.
Работа вне мастерской, на открытом воздухе, поездки по руслу Дона, а также углубленное изучение истории искусства способствовали формированию собственного стиля, который художник определил как «этнический романтизм». Этот термин объединил обостренное восприятие местной этнической пластики и общечеловеческий изобразительный опыт (византийские фрески, китайская графика, иконы Феофана Грека и Андрея Рублева, английская живопись Констебла и Тернера, французский импрессионизм, русский и немецкий экспрессионизм…).
Художник считает, что именно синтез мировой и этнической традиции избавляет искусство от местечковости и является источником новых уникальных образов. В своем искусстве художник стремится рассказать и показать, как многолик и многозначен этот материк в зеленую весеннюю рань, в лютую зимнюю стужу, в летний, плавящий воздух, зной и в тревожную мглистую ночь, как жгучие донские ветры пересчитывают свои степные владения, волнуют о чем-то шепчущийся камыш, или громко ритмуют гребни речных волн.
Игорь Ребров, заслуженный художник России, профессор ЮФУ: «Каждая работа его — как изумруд. Работы очень профессионально закомпонованы.
Художник стремится показать Донской край очень необычно. Он использует ракурсы, которые другие художники не используют. Он хорошо владеет рисунком и открытым цветом. Он его не боится. Он цвет выкладывает как мозаику. И это получается очень гармонично».
Олег Николаевич осознает себя «частью непростого народа, по венам которого течет сложная, порой запутанная, пёстрая кровь». Через сотни лет истории этот народ стал единым этносом — для художника. Это субъективный, и, может быть, утопичный и антинаучный взгляд. Но мастер считает себя частью народа с интернациональным менталитетом».
Олег Майборода, член Союза художников России: «Мы живет на одной земле, пьем из одной реки, молимся единому богу — каждый в своей церкви — кто-то в мечети, кто-то в синагоге. Но это все для меня единая, цельная общность. Я сам казак, родился в Азове, все время живу на Дону.
Не только летние теплые дни, но и зиму я провожу на ериках, реках и озёрах — азовский край испещрен всем этим! И только у нас на донской земле возможно, чтобы мусульманин построил православную церковь — в хуторе Старозолотовском стоит».
Кофейное небо, жердёла как пенка,
В Ростове на улицах мокрый туман,
В природе активно идет пересменка,
Природа упрятала зиму в карман.
Уже легким зудом в душе ноет море,
Я слышу как плещется летний прибой
И небо большое и в даль голубое,
Зовет в облака помечтать нас с собой.
Листы разрывают упругие почки,
Щебечет молва соловьиною стаей
И капает дождь на младые листочки,
Весна - мы о ней уж полгода мечтали.
Кофейное небо, жердела как пенка,
Своим ароматом дурманит весну.
В природе активно идет пересменка,
И режется лето как зуб сквозь десну...
Божена Мицкевич
При подготовке статьи использованы материалы сайта кафедры живописи, графики и скульптуры ЮФУ, а также группы ценителей творчества донского живописца Олега Майбороды ВКонтакте.
Использованы стихи Божены Мицкевич, размещенные на сайте Стихи.ру
Сеник, Е. Ко дню рождения Художника /Екатерина Сеник //Азовская неделя. – 2017. – 5 июля. – С.16.
Пользуясь уникальной предоставленной мне возможностью, хочу поздравить с юбилеем моего любимого учителя, азовского художника с мировым именем Олега Николаевича Майбороду.
«Певец донских степей», «деревенский художник», «любимый художник губернатора», просто замечательный и талантливый человек, спасибо Вам, Олег Николаевич, за Ваши искренность и талант, которыми Вы щедро делитесь с современниками.
Не зря ведь говорят великие умы, что лучший способ воспитания – личный пример, а ещё, что самое главное – быть самим собой, не потерять себя и оставаться всегда Человеком даже в нечеловеческих условиях. Всё это можно сказать о нашем земляке, донском художнике, азовчанине Олеге Николаевиче Майбороде, которому 2 июля исполнилось 55 лет. Хотя упоминание о возрасте неприменимо к человеку, знающему секрет вечной молодости. Молодая душа, душа человека, ищущего познания и постоянно находящего вдохновение в том, что его окружает, не даёт ощущать возраст своему хозяину. Именно сохранение своего «я» и способность мечтать, вдохновляться и вдохновлять – признак истинного таланта, у которого, несомненно, немало приверженцев и поклонников.
Ну как, скажите, можно не влюбиться в сюжеты, оживающие перед глазами, описывающие красоту родного края и тех, кто его населяет? Это и «Поцелуй на морозе» и «Ворующие подсолнухи» (картина, которую автор писал 15 лет) и «Лошади, пережидающие грозу»… Как можно не полюбить то, что написано с любовью.
Олег Николаевич Майборода родился в Азове, в детстве вместе с другим известным творческим азовчанином Юрием Бессмертным успешно занимался в мультстудии «Солнышко» у замечательных педагогов Цыбулиных, позже поступил и успешно окончил учёбу на художественно-графическом факультете Ростовского государственного педагогического института у П.А. Черных, сам стал преподавателем рисунка и живописи в средней и художественной школах, и всё это время постоянно участвует в пленэрах – живописи на природе.
Свой стиль Олег Николаевич определяет как «этнический романтизм», его работы индивидуальны и неподражаемы, полны динамики и экспрессии, сочетания материального и ментального… А ещё они очень светлые.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому меньше слов, пожелаем лишь Маэстро новых творческих успехов, здоровья, вдохновения и бесконечного пленэра на радость нам, а сами полюбуемся его творениями. Следите за выставками!