Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Горбунова, С.П. Фонд имени Веры: о Вере Будной /С.П. Горбунова //Донской временник. – 2009. – С. 173-174.
Азовская детская библиотека имени А.П. Чехова была создана через полтора года после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Инициатором ее создания стала Людмила Викентьевна Будная.
Семья Будных с 1920-го по 1922 год проживала в Азове. Здесь родилась их дочь вера. Глеб Иванович, член Азовского горсовета, занимался ликвидацией неграмотности. Вскоре семья переехала в Ростов, затем в Москву, где Людмила Викентьевна работал в Управлении библиотеками Наркомпроса. Убежденные коммунисты, она и муж много сил уделяли образованию и воспитанию дочери в духе преданности Родине и коммунистическим идеалам. В доме была большая библиотека из художественных и научно-познавательных книг, семья часто собиралась за их чтением и обсуждением. Особенно любила читать Вера, она мечтала стать поэтом.
В году войны девушка внимательно следила за событиями на фронте, посещала в госпиталях раненых, читала свои стихи…
В письме отцу она писала: «Положение очень серьезное. Вот сообщили о Новочеркасском, Цимлянском, Ростовском, Воронежском направлениях… Видно, что немцы всеми силами рвутся на Кавказ… Мне чуждо малодушие… Это не было бы поведением комсомолки, если бы я стала ныть. Я знаю, что на пути нашей окончательной победы немало трудностей, что надо много работать для разгрома немцев… Только очень больно думать, что немцы разгуливают по донским степям, наступают на те станицы, где я бегала девчонкой. Дон для меня всегда останется родиной…»
Болезнь и тяжелые условия войны стали причиной преждевременной смерти Веры. Ей шел только 22 год. Родители Веры хотели сделать что-либо для сохранения доброй памяти о дочери.
Вот строки из письма Людмилы Викентьевны к Марии Львовне Рабинович, библиотечному инспектору Областного отдела народного образования: «У нас имеется 400-500 хороших детских книг для разных возрастов. Я хотела эту библиотеку целым собранием передать в одну из детских библиотек освобожденной области, как фонд имени Веры… Родилась Вера в Азове, дошкольные годы провела в Ростове. О нем записи, воспоминания. Но Ростов богат книгами, библиотеками. В Азове никогда не было детской библиотеки… Мне очень хочется, чтобы книги не лежали даром, попали в такое место, где дети не избалованы, и книга будет радостью, какой она была всегда Вере моей».
Идея создания специальных библиотек для детей не всегда находила понимание и поддержку чиновников областного уровня. Только благодаря упорству и энтузиазму таких подвижников культуры, как Будная и Рабинович, библиотечное обслуживание детей пусть медленно, с большими трудностями, но все-таки развивалось.
До войны в Ростовской области было только три детских библиотеки (не считая самого Ростова) – в Таганроге, Новочеркасске, Шахтах. По народнохозяйственному плану к концу 1945-го года должно было открыться 12 самостоятельных детских библиотек. Азовская стала первой.
В период с февраля по июнь 1944-го Людмила Викентьевна готовила книги к отправке в Азов. «Я очень задержала отправку книг из-за того, что слишком много непереплетенных, очень ценных книг 1930-1935 гг. Послать их в таком виде, как они жили в домашней библиотеке – это значило бы поставить детей и библиотекаря в тяжелое положение в смысле сохранности книг. Сейчас работа по переплету книг заканчивается. Через 3-4 дня рассчитываю выслать все обещанные книги» (из письма).
Передаваемые книги были помечены экслибрисом: самодельной красной звездочкой (ею в своих тетрадях Вера отмечала все, что сама сочинила, а, кроме того, делала и многочисленные выписки). Все книги Людмилы Викентьевна обработала «по Троповскому», составила каталог, подготовила картотеки и пособия для читальни. Выслала издания в помощь библиотекарю «Таблицы десятичной классификации для детских и школьных библиотек» и «Минимум библиотечной техники в библиотеках неполной средней и средней школы», «чтобы сразу правильно поставили хозяйство».
Людмилу Викентьевну интересовали все вопросы, связанные с открытием новой библиотеки: какое помещение она займет, есть ли специальное оборудование, проблемы подписки, своевременного финансирования и прочее. Она считала, что «если сейчас при организации библиотеки будем равняться на бедность – это останется на десятки лет. Лучше сделать самое необходимое, но качественно, а затем дополнять прочее». Но более всего беспокоилась о том, чтобы найти достойную кандидатуру на должность заведующей. «Вы сами знаете, - писала она Рабинович, - что значит работник, заведующий библиотекой: это и качество обслуживания детей, и сохранность книжного фонда, и авторитет учреждения».
К июлю 1944 года книги прибыли в Азов, все организационные вопросы были улажены, и 18 июля состоялось собрание, посвященное открытию библиотеки. И поскольку в те дни по всей стране, в связи с 40-летием со дня смерти Чехова, чествовали великого писателя, библиотеке присвоили его имя.
В период военных действий Азов сильно пострадал от бомбежек: многие культурные центры, существовавшие до войны, были разграблены и разрушены. Поэтому горожане с энтузиазмом восприняли весть о создании в Азове первой детской библиотеки. Молодежь бондарного завода взяла над ней шефство, школьники собрали в дар книги. В первый же год библиотеку посещало около 300 детей, проводились беседу, громкие чтения, книжные выставки.
Так был сделан шаг к Победе – победе жизни над смертью, над фашистской чумой, к победе добра и разума.