Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Владимирская, В. Золото высшей пробы [муниципальный ансамбль песни и пляски донских казаков] /В. Владимирская //Приазовье. – 2004. – 15 апреля (№ 16). – С. 5. Статья написана в год 50-летия ансамбля.
1954 – 2004 – это годы взлетов и горьких разочарований, всероссийской славы и забвения. Зато и золото юбилея, достигнутое великим трудом, - самой высокой пробы. Пятьдесят лет – прекрасный, волнующий юбилей.
История ансамбля донских казаков неразрывно снизана с именем нашего земляка Андрея Пантелеевича Красули. Андрей Пантелеевич был безмерно увлечен творчеством казаков. Танцору от Бога, ему подвластно было передать на сцене любые чувства. Он, как никто другой, мог показать в танце и крутой норов казака, и гордость всего казачьего народа и нежную любовь, сродни той, что в «Тихом Доне» описывал М. А. Шолохов.
Став балетмейстером ансамбля, Андрей Пантелеевич создает постановки, без которых сегодня не обходится ни один концерт «Донских казаков - знаменитые «Кундюбочка», «Когда казаки плачут», хоровод - приветствие... С этими постановками ансамбль объездил полмира, и везде его неизменно ждал успех. От желающих заниматься в ансамбле, как говорится, отбоя не было.
Со временем интерес к ансамблю несколько ослаб. А.П. Красуля искренне переживал по этому поводу. Лишь дети самих участников ансамбля, сызмальства вращающиеся в удивительной атмосфере казачьих традиций, не теряли интереса к песням и пляскам. Тогда Андрей Пантелеевич принял соломоново решение - преемниками солистов «Донских казаков» станут их дети. И не прогадал! Зрители, видя на сцене увлеченных, талантливых детей, приводили своих чад в ансамбль. Ослабевший было ручеек желающих выступать в «Донских казаках» вновь превратился в мощный поток.
Более 30-ти лет своей жизни Андрей Пантелеевич Красуля посвятил ансамблю. Его постановки обессмертили его имя. Всего несколько недель не дожил Андрей Пантелеевич до золотого юбилея своего любимого ансамбля. Его смерть стала настоящей трагедией, ничем невосполнимой утратой для всех поколений участников коллектива. Светлая и вечная память Андрею Пантелеевичу - танцору, балетмейстеру, педагогу! Светлая и вечная память всем безвременно ушедшим участникам ансамбля!
ПОПУЛЯРНОСТЬ – ДЕЛО НАЖИВНОЕ
В 1970 году ансамблю донских казаков было присвоено высокое и почетное звание народного. В первую очередь это была заслуга первого художественного руководителя коллектива – Валерия Иванова. Об энергичном, бесспорно, талантливом, болеющем душой за «казаков», Валерии Андреевиче до сих пор с огромной теплотой и уважением вспоминают бывшие и нынешние участники ансамбля.
В 80-х годах на должность руководителя пришел Владимир Логвинов. Более 20 лет он возглавлял ансамбль донских казаков. Уверенной рукой вел он коллектив, который завоевывал все большую популярность, к новым победам в СССР и за рубежом. Коллектив был награжден Большой золотой медалью, неоднократно становился лауреатом Всероссийских и Всесоюзных фестивалей художественного самодеятельного творчества.
К 45-летнему юбилею ансамблю донских казаков был присвоен статус муниципального. Выступления коллектива показывают по Центральному телевидению, ансамбль участвует в съемках фильма о Донском крае, выезжает на фестивали по странам Европы (Болгария, Венгрия, Чехословакия, Германия). Периоде 1971 по 1987 год стал для «Донских казаков» взлетом и большим творческим трамплином. Азовским казакам рукоплескали восторженные зрители лучших концертных залов страны - Кремлевского Дворца съездов, Колонного зала Дома Союзов, Концертного зала им. П. И. Чайковского.
В середине 90-х годов в ансамбле донских казаков назрело время перемен. Коллектив разделился на два открыто враждующих лагеря: танцоры диктовали свои условия, хор, в свою очередь, свои. Внутренний конфликт, плачевное финансовое состояние привели к тому, что ансамбль начали покидать солисты и балета, и хора. Срочно требовался новый, энергичный, волевой руководитель, способный вдохнуть в коллектив новую жизнь, заставить «казаков» поверить в себя. И такой нашелся! Причем и самом коллективе.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Людмила Голикова пришла в ансамбль столь молодой, что на фотографиях 80-х годов трудно узнать в худенькой темноволосой участнице ансамбля его будущего руководителя. Более 15 лет она выступала в хоре, затем работала хормейстером. Голикова буквально жила коллективом, его заботами и тревогами. Молодым девчонкам, пришедшим в хоровую группу, она была опорой: не жалея сил и времени, выпевала с ними музыкальные темы, учила накладывать грим, по-матерински успокаивала перед дебютом. Стоит ли удивляться, что когда коллективу потребовался новый руководитель, воспитанники Людмилы Николаевны единогласно поддержали ее кандидатуру. Так, в 1999 году Л. Н. Голикова стала художественным руководителем ансамбля.
Со свойственным ей упорством Людмила Николаевна принялась за работу. Ансамбль донских казаков обрел новое дыхание. На азовской сцене вновь заблистали молодые звонкоголосые казачки и гордые казаки с лихо подкрученными усами. Ансамбль стремительно завоевывал былую популярность. О нем опять заговорили в Ростове и Москве. Коллектив пригласили выступить на Красной площади в честь 55-летия Великой Победы. В 2001 году последовало приглашение в Санкт-Петербург, в 2002 году - в Севастополь, в 2003 г. - вновь в Москву. На этот раз азовским коллективом заинтересовался знаменитый Александр Барыкин.
ШОУ СО ЗВЕЗДАМИ
Популярный певец пригласил «Донских казаков» на свое грандиозное шоу «Казаки и звезды». Выступления ансамбля с Татьяной Булановой и Дмитрием Маликовым прошли на «ура», казаки получили горячую благодарность за мастерство, профессионализм и артистизм от организаторов шоу. Коллектив сплотился вокруг Л. Н. Голиковой. Забыты все ссоры, пережиты самые трудные времена. Но все-таки, как признается сама Людмила Николаевна, ей никогда бы самой не удалось достичь столь многого. В 2001 году в коллектив пришла удивительная женщина, которая стала верной и преданной помощницей руководителя.
Елена Ивановна Петренко, балетмейстер, воспитанница основателя ансамбля Андрея Пантелеевича Красули. Она питала в себя лучшие традиции мастера, одной из которых стала работа с детьми. Окончив Краснодарский институт культуры, Елена Петренко посвятила себя детям. Ей удивительно легко удавалось находить с ними общий язык, они, завороженные ее мягкостью, с точностью повторяли за ней самые сложные элементы танца.
Вернувшись после долгого перерыва в ансамбль донских казаков, вооружившись опытом А.П. Красули, Елена Ивановна объединила в младшую балетную группу детей участников ансамбля. А спустя два года группа насчитывала уже более 50 человек. В ансамбль потянулись дети самых разных возрастов - самому молодому его участнику едва исполнилось три годика! А то, что в группе занимается юная Аксинья Мелихова (!) - истинная донская казачка, Елена Петренко считает добрым знаком для всего ансамбля.
Когда-то в одном из интервью художественный руководитель коллектива Людмила Голикова призналась, что ее самая сокровенная мечта вывести на сцену в день 50-летия ансамбля донских казаков третье, а то и четвертое поколение казаков. Ей мечталось, чтобы добрые традиции коллектива в канун его золотого юбилея поддержали бы дети и внуки «Донских казаков».
Многочисленные благодарственные письма, Почетные грамоты и Дипломы лауреатов говорят о том, что ансамбль достойно и на высоком профессиональном уровне представляет культуру Донского края, является выразителем немеркнущей красоты песен и танцев казачьего Дона.
Ансамбль песни и пляски донских казаков //История донского казачества: учебник для студентов вузов /А.И. Агафонов, А.В. Венков, Н.А. Мининков. - 2-е изд. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2010. - С.457-459.
Ансамбль песни и пляски донских казаков г. Азова сумел даже в советское время возродить, сохранить и пропагандировать лучшие образцы донского казачьего фольклора. В основу художественного творчества ансамбля положены народно-песенные и танцевальные традиции Дона. В его программе хоровые, протяжные исторические и военные песни. Причем, танцевальные номера программы создавались с учетом характерных особенностей хореографической культуры казачьего края. За эти годы коллектив вырастил не одно поколение талантливых музыкантов, певцов, танцоров.
Первое признание коллективу пришло в 1970 году, когда за большую концертную деятельность и высокое исполнительское мастерство ансамблю было присвоено звание народного. После этого он неоднократно становился лауреатом Всероссийских и Всесоюзных фестивалей художественного самодеятельного творчества, за что был награжден Большой Золотой медалью.
Следующая ступень-участие в съемках музыкального кинофильма «Песни России» в телевизионном туре по городам СССР. Дважды коллектив выступал по центральному телевидению, а во время съемок кинорежиссерами ГДР и ФРГ фильмов о донском крае он представлял песенное и танцевальное искусство Дона.
Азовским казакам рукоплескали лучшие концертные залы: Кремлевский Дворец съездов, Колонный зал Дома Союзов, Концертный зал им П. И. Чайковского. За последующие 16 лет ансамбль участвовал в фестивалях и концертных поездках по Европе, был в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Германии. Это были годы больших творческих свершений. В постановке танцевальных номеров, к примеру, принимали участие известные в стране мастера хореографического искусства: народный артист СССР, лауреат Государственной премии Михаил Годенко, заслуженный артист РСФСР Аркадий Кондаков, Геннадий Десятой. Большая заслуга в успехе ансамбля принадлежит Валерию Иванову, руководившему им в то время.
Идут годы, меняются исполнители, но не стареют творения мастеров. Золотым фондом репертуара ансамбля являются «Там за курганом пики блещют», «У Дона, у реки», «Донские игрища». Яркий след в развитии и становлении ансамбля оставили замечательные музыканты: Василий Зыбайлов, Владимир Логвинов, хормейстер Евгений Боев, балетмейстер Андрей Красуля.
В историю ансамбля яркой страницей вписаны такие события, как участие в торжествах, посвященных 80-летию М. А. Шолохова в Вещенской, в открытии выставки «Молодежь страны Советов» на ВДНХ СССР, в 1-м международном фольклорном фестивале в Москве, в международных фестивалях в Испании (дважды), Франции, Швейцарии, Латвии, на Канарских островах, а также на открытии Первых Всемирных юношеских игр в Москве.
Семь лет назад, в связи с 45-летием ансамбля, ему был присвоен статус муниципального. Последние два года ХХ столетия также для ансамбля были успешными: он стал лауреатом II Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы», а также участником заключительного гала-концерта его лауреатов на Красной площади.
Наконец, на III Всероссийском фестивале-конкурсе «Поет село родное» он показывает высочайшее мастерство и вновь становится лауреатом.
Многие специалисты, постоянно совершенствуя свое мастерство, достигли высочайшей культуры исполнения. А с приходом в коллектив известного балетмейстера-постановщика Геннадия Дыбовского программа выступлений была выстроена как сквозное единое действие. Непрерывность номеров создает целостность и упругий ритм всего выступления, уводит зрителя от привычной «концертной» формы.
В этом есть заслуга и нынешнего руководителя ансамбля Людмилы Николаевны Голиковой, которая руководит им последние три года. Людмила Николаевна-коренная дончака. Закончила музыкальное отделение Азовского педучилища, долгие годы работала концертмейстером в школах города, а с 1985г. стала солисткой ансамбля песни и пляски донских казаков г. Азова. Принимала участие во всех последних концертных программах. В 1992 г. создает ансамбль народной песни «Цвет лазоревый» при Азовском центре творчества молодежи. Вскоре ансамблю присваивают звание «образцовый».
С 1997 г. Л. Н. Голикова-хормейстер ансамбля песни и пляски донских казаков. Работая, продолжала учебу в Ростовском филиале Санкт-Петербургской академии культуры, которую закончила в 1998 г. На следующий год стала хормейстером знаменитого коллектива.
Сегодня в составе ансамбля работают 45 человек: солисты хора, танцоры балетной группы, музыканты оркестра. Они оттачивают мастерство, чтобы приумножить славу коллектива…