Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ПРАЗДНИК РУССКОГО ЯЗЫКА
«ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
(для детей 9-11 лет)
Предварительная подготовка:
1. Читальный зал украшен рисунками детей, буквами русского алфавита, цитатами с высказываниями писателей о русском языке:
«Язык наш сладок, чист и пышен, и богат» (А.П. Сумароков)
«Язык – это история народа, его цивилизация и культура» (А.И. Куприн)
«Забыв родной язык, я онемею» (Т. Зумакулова)
«Человек наделен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано» (А.П. Чехов)
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив и певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. И. Куприн).
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен для выражения простых естественных понятий» (В.Г. Белинский)
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Г. Паустовский)
В центре зала – четверостишие, украшенное цветами:
В день солнечный прекрасный
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский
Как этот светлый луг.
2. Необходимо приготовить символические медали победителям конкурсов «Литературной элите – носителю образцовой литературной речи».
3. Подготовить двух чтецов и исполнителя песни.
Ведущий: «Язык – это история народа, его цивилизация и культура», - сказал писатель А.И. Куприн. Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Чтец 1:
О! Мой родной язык!
Как ты мне дорог и мил!
Через тебя я постиг
Этот огромный мир!
М. Шульгин
***
Чтец 2:
Нам с детских лет она знакома
С тех самых первых слов и фраз
Родная речь, когда мы дома,
Обычна, будто хлеб для нас.
Лишь на чужбине дальней где-то
Мы замечаем вдруг с тоской,
Как нам необходимо это –
Родная речь, язык родной
М. Пляцковский
***
Чтец 1:
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла
Ведущий: Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефоны, автомобили, самолеты. Но самое удивительное и мудрое что создало человечество – язык. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям понимать друг друга при общении. Без языка немыслимы жизнь человека, людей, общества, развитие науки, искусства.
Чтец 2:
Как люблю я родной свой язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
И как Родина наша, могуч.
Чтец 1:
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущий: Известный писатель К.Г. Паустовский напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Сегодня мы с вами еще раз в этом убедимся.
Уровень культуры каждого человека проявляется в его речи: неточное произношение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для общения. Мы должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка.
В русском языке есть пословица: «Всяк своим голосом скажется».
Вспомните, каким образом семь богатырей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина поняли, что перед ними царская дочь? По богатой одежде? (ответы детей). Нет: одежда была порвана во время блужданий по лесу. Тогда как же? По речи:
Вмиг по речи опознали,
Что царевну принимали!
Вспомним «Сказку о глупом мышонке» С.Я. Маршака. Почему мышонку не нравились голоса утки, жабы, лошади, щуки и др. (ответы детей)
Почему ему понравился голос кошки? («Голосок твой так хорош, очень сладко ты поешь».) Кто вспомнит пословицу про кошку и доброе слово?(«Доброе слово и кошке приятно»).
В одном древнеиндийском стихотворении говорится:
Черным-черна однажды затесалась
Ворона между черными дроздами.
Ее никто не распознал бы в стае,
Сумей она попридержать язык!
Какова основная мысль этого стихотворения? Как вы говорите, так вас и воспринимают окружающие люди. Тому, кто хочет добиться успеха, просто необходимо говорить правильно. Хорошая, богатая речь во многом держится на разнообразии интонаций. От того, с какой интонацией произнесены те или иные слова, зачастую зависит их смысл. Развивать способности пользоваться разными интонациями должен каждый человек. Давайте потренируемся в этом умении.
МАССОВАЯ ИГРА: Принимают участие все желающие.
Попробуйте вложить разные чувства в самую обычную фразу: «Добрый вечер!» Это занятие увлекательное и непростое, сейчас мы с вами в этом убедимся.
(Зал голосует за тех, кому удалось наиболее эмоционально передать смысл этой фразы).
Интонация в русском языке отличается чрезвычайным богатством и разнообразием. Лингвист В.А. Артемов считает, что самое простое предложение можно произнести с 22 различными интонациями.
Многие писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, тонкости, своеобразие. Так, Н.В. Гоголь писал с восторгом о том, что в русском языке есть «все тоны и оттенки. Все переходы звуков от самых грубых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…» Как бы продолжая слова Гоголя, великий критик В.Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат гибок, живописен для выражения простых естественных понятий».
Ведущий: Очень выразительны русские пословицы и поговорки. Уместное их употребление оживляет речь, делает ее разнообразной, яркой: «Красна речь пословицей», - говорили на Руси. Давайте послушаем пословицы о родном языке.
(Несколько чтецов по очереди читают выразительно и громко пословицы)
Чтецы по очереди:
От доброго слова язык не усохнет.
Каков разум, таковы и речи.
Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Мал язык – горами качает. Языком, что рычагом».
Слово не обух, а от него люди гибнут.
Лучше не договорить, чем переговорить.
Не спеши языком, торопись делом!
За худые слова слетит и голова
С добрым словом и черная корка сдобой пахнет
Глупым словам – глухое ухо
Малое слово большую обиду творит
Теплое слово человеку, что дождь в засуху.
Ведущий: Наш родной язык, по словам Гоголя, «есть сам по себе поэт, в нем что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг».
Поиграем с пословицами:
1-я игра (легкая): Подбери к началу пословицы подходящий конец:
На словах и так, и сяк (…а на деле никак)
На словах города берет, (…а на деле ни шагу вперед)
Не храбрись словом, (…покажи делом)
Щедр на слова, (…да скуп на дела)
2. Творческое задание потруднее: «Свяжи слова в пословицу»
Дело – смело
Труд – перетрут
Коса-камень
Пером-топором
Время –час
Шило – не утаишь
Лес-щепки
Синица-журавль
Броду –в воду
Слово-воробей
Телегу –сани
Ведущий: Нельзя достичь речевого богатства, не изучая язык народа во всем многообразии его лексики и фразеологии. Фразеологизмы или идиомы – это меткие, ироничные выражения, несущие в себе скрытый смысл. Например: Оказаться в глупом положении – сесть в лужу.
Презентация «Путешествие по книге идиом» А. Усачева
Ведущий: Ребята, какое слово для вас неразрывно связано с понятием «русский язык»? Правильно, Россия, Родина. Послушаем стихотворение о Родине.
Чтец 2:
Родина
Я помню лазурный рассвет,
Малиновый теплый закат, -
Дороже мне родины нет,
Я ей благодарен стократ.
Там есть за деревней родник,
Вода в нем чиста, как слеза.
Там пел свои песни кулик
И плакала ивы лоза.
Тропинки крутой поворот
Манил в голубые луга
Где летом хозяйничал крот –
Зимой завыла пурга.
Там в чаще красивых лесов
Полно диких ягод, грибов, -
Где музыка птиц голосов
Понятна без лишних слов.
Спасибо за то, что дала
Мне русский великий язык,
Ты, Родина! – Есть и была,
А я твой до смерти должник.
(А. Квашенников)
Ведущий: «Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна»- так считает актриса и режиссер Рина Зеленая. А от кого нужно беречь родной язык, как вы думаете, ребята? (Ответы детей).
От оскудения и засорения. Современный культурный человек имеет в среднем запас слов от 3 до 6 тысяч. Знаменитая Эллочка людоедка из романа «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова пользовалась 14-ю словами, и ее прекрасно понимали. Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль, датчанин по происхождению. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 000 слов. В. И. Даль составлял словарь 47 лет.
Сквернословие становится болезнью общества. Человек уже не может построить предложения, не употребив плохих слов. Часто такой человек, попав в приличное общество, вынужден молчать, чтобы ненароком не сказануть лишнего: употребление бранных слов следует рассматривать не просто как речевой мусор, но и как нарушение правил хорошего тона. Кстати, в конце 17 века по приказу царя Алексея Михайловича за матерщину, произнесенную публично, то есть, в общественном месте, полагалась смертная казнь.. Мы не властны изменить чужую речь, но следить за собственной вполне в состоянии: это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Не дайте слову опережать мысли, подумайте до того, как скажете.
ИГРА: «РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ И ХОРОШАЯ»
Назовите слова, произнесенные неправильно:
Новенький стоит у доски. Учительница спрашивает:
- Где ты учился, Сережа?
Теперя? В этом году?
- Ну, разумеется.
- Теперя в 35-й школе.
- А раньше?
Начал в 147-й, а еще первее – в 145-й.
Какие вы заметили ошибки? («теперя» вместо «теперь»; «начал» вместо «начал»; раньше вместо «первее»). Согласитесь, человек всегда выглядит смешно, когда нарушает орфоэпические нормы языка.
Передать четко информацию, сообщить что-либо мешают слова-пустышки:
Чтец 1:
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по «01»,
Срочно сообщает:
- Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
Чтец 2:
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
- Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного…
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать
Что терпеть не стану…
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
Ведущий: Какую басню И.А. Крылова вам напоминает это стихотворение? (Ответы детей). («Кот и повар»).
Иван Андреевич Крылов, знаменитый баснописец – настоящий мастер точного и меткого слова. С 1809 по 1843год он написал более 200 басен. Мастер русского языка Иван Андреевич обладал удивительным даром подобрать такие слова, которые выражали суть предмета наиболее рельефно, понятно и точно передавали оттенки смысла.
Творческое задание: Давайте попробуем сказать точнее, чем баснописец.
От радости в зобу дыханье сперло;
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
Из кожи лезут вон, а возу все ж нет хода;
Псы залились и рвутся вон на драку!
Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать;
Это еще одно подтверждение, что русский язык – один из самых богатейших в мире по передаче оттенков смысла.
ИГРА: ОТТЕНКИ СМЫСЛА
Я буду называть слова, а вы подбирать похожие по смыслу, обозначающие оттенки смысла заданных слов.
О знатоке своего дела можно сказать: Мастер (дети добавляют: умелец, виртуоз, профессионал);
верный друг (дети добавляют: хороший, преданный, надежный);
А сколько слов есть в русском языке для обозначения слова в зависимости от интонации!
Попробуем заменить слово «смеяться»:
если негромко или исподтишка, то говорят… (хихикнул),
если внезапно – прыснул (фыркнул),
если громко – захохотал, разразился смехом.
Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в том числе заимствованиям из других языков. Одна из проблем чистоты русского языка в настоящее время – обилие в нашей речи иностранных слов, которые непонятны большинству людей. Заимствование слов – естественный процесс, но с «чужеземными» словами нужно обращаться осторожно, не употребляя их наобум и невпопад.
ИГРА-ПРАКТИКУМ:
Подобрать русские слова-синонимы к заимствованным:
Валюта – деньги
Карцер-тюрьма
Менеджмент – управление
Наркоз – обезболивание
Шоу – зрелище, представление
Коммерция – торговля
Презентация – представление
Ностальгия – тоска
Ведущий: Как вы думаете, ребята, сколько на нашей планете существует языков? На Земле сегодня существует около 6 000 языков. Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Мировая культура может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных ситуациях.
Известна притча о поступке знаменитого баснописца Эзопа, который был в Греции рабом. Однажды хозяин Ксанф послал его на базар купить самое лучшее яство для гостей. Эзоп принес язык и объяснил, что лучше языка нет ничего на свете: при помощи языка мы произносим слова: мама, люблю, слагаем стихи. Тогда Ксанф приказал купить самое худшее угощение. Эзоп опять принес язык, объяснив, что посредством языка люди ссорятся, оскорбляют друг друга, разжигают ненависть, развязывают войны.
«Слово – дело великое, - писал Л.Н. Толстой, - великое, потому, что словом можно объединять людей и разъединять их, словом можно служить добру, правде, любви, а можно - вражде и ненависти».
Чтец 1:
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ
И, наверно не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
- Добрый день! – тебе сказали,
- Добрый день! – ответил ты.
Вас две ниточки связали: доброты и теплоты.
Чтец 2:
Есть слова – словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
(В. Шефнер)
Ведущий: Ну а где же научиться правильно и красиво выражать свои мысли? Книги – постоянный источник обогащения нашего внутреннего мира, пища для размышления, а писатели – лучшие учителя и собеседники, хранители богатства и красоты русского языка, способные выразить словами любые нюансы переживаний, чувств, мыслей, настроений, способные подарить надежду, заставить поверить в себя, излечить через сопереживание героям книги.
В раннем детстве мы любим мудрые сказки, благодаря которым через всю свою сознательную жизнь проносим веру в то, что добро сильнее зла, веру в хорошее, веру, которую нам открывает книга.
«КНИГА В МОЕЙ ЖИЗНИ»
Ведущий: Очень интересно, что думаете о книгах и чтении вы. Предлагаю поиграть.
Игра «Что для меня книга»
Каждый из играющих получает лист бумаги в виде свитка, на котором дети должны изложить свои мысли. Затем наиболее интересные мнения зачитываются.
Ведущий: Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру и человеку, развивает вашу речь, словарный запас.
Исполнение песни солистом:
Песенка-ремикс на мотив «Песенки мамонтенка»
Страницы листаю совсем осторожно,
Я книгу читаю – она друг надежный!
Любые ответы найти книге можно.
Листаю ее осторожно,
Смысл книги понять мне несложно.
Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет,
Пусть верный путь в жизни
Она нам укажет,
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети!
Ее не заменят компьютер и видик,
Пусть каждый ребенок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука
Нам вовсе нужны не для скуки!
Ведущий: Классик французской литературы Проспер Мериме, выучивший русский язык, отмечал: «Богатый и звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукопониманиях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, пограничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».
Стихи лучший учитель русского языка. Участникам следующего конкурса необходимо иметь чувство рифмы.
Конкурс «Собери стихотворение»
Стихотворение разрезается на строчки, полоски перемешиваются, детям предлагается собрать стихотворение.
По речке не лодка, не плот,
А старая бочка плывет.
Вскочили на бочку лягушки,
Зачем? Для чего? Для просушки.
И снова попрыгали с бочки,
Зачем? Для чего? Для промочки.
Не могут лягушки решить,
В воде или сухости жить.
Игра для знатоков русского алфавита: кто без запинки скажет алфавит от Я до А.
Конкурс лингвистов: «Замени одним глаголом»
Дать стрекоча – (убежать)
Чесать языки – (болтать)
Водить за нос – (обманывать)
Прикусить язык – (замолчать)
Зарубить на носу – (запомнить)
Падать с ног – (устать).
Творческий конкурс:
Подобрать слова, словосочетания и фразеологизмы, очень точно характеризующие движение для: черепахи, человека, зайца, автомобиля, самолета.
Чтобы все дети участвовали в игре, следует разделить их на две команды и предложить составить из предложенного слова новые слова за 3 минуты:
Благородство (стол, лот, город, гора, вода, ворот, благо). Определить команду-победителя.
Чтец 1:
Обращаясь к последующим поколениям, И.С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Чтец 2:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь
И. Бунин
В конце мероприятия детям, наиболее отличившимся в играх и конкурсах, вручаются символические медали «Литературной элите – носителю образцовой литературной речи».
Список используемой литературы:
1. Воробьева, З.В. «Умейте же беречь бесценный дар наш – речь!» /З.В. Воробьева //Досуг в школе. – 2010. - №6. – С.3-6.
2. Гаврилова, Р.А. Великий и могучий: методические материалы для проведения мероприятий в защиту русского языка /Р.А. Гаврилова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004. - №9. –С.48-52.
3. Глубоковских, М.В. Говорите правильно: познавательный урок для уч-ся 5-7 классов /М.В. Глубоковских //Читаем, учимся, играем. – 2013. – Вып.4. – С.79-81.
4. Глубоковских, М.Е. Мой верный друг: 21 февраля – Международный день русского языка /М.Е. Глуховских //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. - №1. –С.43-44.
5. Гусева, Т.Г. Наша речь: классный час /Т.Г. Гусева //Досуг в школе. – 2012. - №9. – С.6-8.
6. Давыдова, М.А. Узнай пословицу по ее перевертышу: задание-игра для детей 8-10 лет /М.А. Давыдова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. - №12. –С.48.
7. Моисеева, Р.Н. Интеллектуальные игры по русскому языку: творческие задания /Р.Н. Моисеева //Досуг в школе. – 2012. - №9. – С.3-5.
8. Пакина, М.В. Слово – дело великое /М.В. Пакина //Досуг в школе. – 2010. - №6. – С.12-13.
9. Усачев, А. Великий могучий русский язык: Стихи /А. Усачев. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2006. – 112с. – (Школа прикола).
10. Халилуллина, В.А. Таинственный мир слов /В.А. Халилуллина //Досуг в школе. – 2011. - №11. – С.23-25.
11. Якимова, Н.В. Люблю родной язык: конкурс чтецов //Досуг в школе. – 2011. - №11. – С.5-10.
Составитель: З.Е. Хадыкина,
ведущий библиотекарь библиотеки им. А. Штанько