Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ЛИТЕРАТУРНО – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«ЧЕРЕЗ КНИГУ - К ПРИРОДЕ»
ВЕДУЩИЙ 1: "Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”. Этими словами великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского я хочу начать нашу встречу. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (школьники отвечают)
Правильно, мы будем говорить о нашей русской природе. Но не просто о природе, а о том, как природа отражается в зеркале прозы и поэзии, о том, как можно с помощью литературного, поэтического слова выразить свои впечатления от встречи с природой.
Природа-музыка! Тебе внимаю…
Не умолкая, песнь свою поет
Весь мир про жизнь, которою он дышит,
И тот блажен, кто слушает и слышит.
О, сколько он узнает и поймет,
Разведав путь в звучащий мир гармоний,
Непонятых поэм, неведомых симфоний!
(Алексей Жемчужников)
ВЕДУЩИЙ 2: Певец природы писатель Михаил Михайлович Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это одно, о необходимости нашего согласия с ней. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке есть эта неистребимая потребность.
Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком!
А поэт Фёдор Иванович Тютчев писал, что природа -
"не слепок, не бездушный лик,
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть язык"/
Стихи о природе, читают дети
Чтец 1:
«Береги свою планету»
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Яков Аким
Чтец 2:
«Черёмуха»
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
Сергей Есенин
ВЕДУЩИЙ 1: Как вы думаете, давно ли появились первые произведения о природе? Конечно же очень давно. А ведь различные загадки, потешки, поговорки о природе – это тоже поэтическое творчество русского народа. Давайте вспомним загадки о природе.
Загадки:
1.Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
2.По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит легкие перинки. (Гусь)
3.Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Известная персона. Кто она? (Ворона)
4.Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
5.Не говорит, не поёт
А кто к хозяину идёт – он знать даёт. (Пёс)
6.Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать (Лиса)
7.Плотник острым долотом строит дом с одним окном (Дятел)
8.Два рога, а не бык.
Шесть ног без копыт (Рак)
9.Не князь по породе,
А ходит в короне (Петух)
10.Самого чуть видно
А голос слышно. (Комар)
11.По горам, по горам
Ходят шуба да кафтан (Баран)
ВЕДУЩИЙ 2: А сейчас немного поговорим о цветах. Нет на Земле ничего прекраснее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Подарить цветы – значит, выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.
Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным. Цветы – эти хрупкие прекрасные творения природы всегда были рядом с человеком.
Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прелестные наследники природы
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Альберт Камю
Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними – поэт душой
Чтец 1:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Расул Гамзатов
Чтец 2:
«Одуванчик»
Разливает белый сад
Знойный, душный запах.
Одуванчики стоят
В облачных папахах.
Тихо клонятся к ногам.
Слабый ветер дунет –
И осыплет на луга
Белый пух июня.
Сергей Красиков
Чтец 3:
«Ландыш»
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья по ветру парят,
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
Пусть дуют ветры прокалённые,
И дождик хлещет на цветок,
Но лес зелёными ладонями
Прикрыл дрожащий огонёк.
Елена Благинина
ВЕДУЩИЙ 1. Проведем мини –аукцион знаний: (отрывки из стихов и других произведений о природе; кто больше назовет стихов, загадок и песен о природе)
ВЕДУЩИЙ 2: Когда мы видим прекрасные картины зеленого леса, синего моря, голубого неба, изящных птиц и животных, яркие явления природы - у нас невольно возникают в голове поэтические образы. Строки из произведений русских писателей о природе. Давайте вспомним, как описывает весеннюю степь Михаил Александрович Шолохов.
Чтец 3:
«Вызрел ковыль. Степь на многие вёрсты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хрептине долго лежала чернеющая тропа».
ВЕДУЩИЙ 1:Для того, чтобы природа дарила нам радость и вдохновенье, нам, людям необходимо помнить о хрупкости и уязвимости природы. Быть её благодарными детьми. Закончить нашу встречу хотелось бы стихами Евгения Евтушенко:
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Список литературы:
1. Андрусенко, Н.П. По страницам произведений классиков: Конкурсная программа к урокам литературы/ Н.П. Андрусенко// Читаем, учимся, играем. -2007.- № 10.-С.9 – 11.
Сценарий зав. библиотеки им. С. Есенина Л.О. Вершининой