Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас много говорится о продвижении новых технологий в библиотечном деле. Радует, что инновационные технологии активно внедряются в нашу работу. Но при этом мы не должны забывать традиционные формы и виды работ, которые как раньше, так и сейчас дают хорошие результаты в деле продвижения книг и чтения.
Кукольный театр – один из видов древнейшего театрального искусства. Кукольные театры появились в эпоху античности. У разных народов свои кукольные герои, но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей. Кукольный театр в большей степени близок детям. Мир кукольного театра понятен ребёнку, но, отнюдь, не примитивен и одномерен. Наши дети играют в куклы, и приходят в восторг от того, что игрушка вдруг становится «живой». Ребёнок воспринимает куклу, как живое существо, переживает за героев и радуется, когда добро побеждает зло.
Работа над кукольными спектаклями в рамках деятельности библиотеки может быть интересна и привлекательна для детей младшего школьного возраста и среднего школьного возраста. Дети находят в занятиях этого направления применение своим разным склонностям и интересам. Но самое главное, кукольные спектакли в библиотеке помогают детям полюбить книги и чтение, и играют большую роль в воспитании культуры чтения.
Спектакль театра кукол в детской библиотеке основан на любви, выдумке, изобретательности, возможности осуществить самые различные сценические положения и действия кукол-героев книг.
Работа над кукольным спектаклем – это такой вид творчества, который объединяет читателей в единый коллектив. Воспитываются такие важные качества как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка. Слаженная и дружная работа над чтением книги и последующая постановка спектакля объединяет ребят.
Деятельность кукольного театра носит общественно – полезный характер. Спектакли готовятся не только с целью выявления творческих способностей, но и с целью показа их во время проведения массовых мероприятий. Дети-участники постановок чувствуют всю важность своего творчества в жизни библиотеки.
Во время подготовки спектаклей формируется творчески активная личность, способная воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, в искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное - жить по «законам красоты». Книга + игрушка + игра - вот формула, с помощью которой происходит эстетическое, нравственно-этическое воспитание.
В процессе работы над спектаклями у детей развиваются такие полезные для жизни качества, как техника речи, выразительное чтение, память, мышление, воображение, творческая активность.
Кукольный театр в детской библиотеке делает жизнь читателей (и артистов, и зрителей) интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. Навыки и эталоны поведения, полученные в ходе творческого общения, обязательно пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
Для того чтобы осуществить идею создания кукольного театра, нужно чётко представлять последовательность этапов организации данного вида творческой деятельности и методы, которые могут помочь организовать детей.
1 этап Выявление детей, которые желают заниматься данным видом творчества. Особенно тех детей, которые учатся в одной школе и в одном классе. Им легче договориться о дате и времени репетиций (спектаклей), они учатся в одну смену, у них одинаковая учебная нагрузка. На данном этапе подойдут такие методы индивидуальной работы, как наблюдение, индивидуальная беседа, вовлечение детей в конкурсы (они очень помогают выявлять способности детей).
2 этап Выбор и чтение художественного произведения, по которому будет ставиться спектакль. Осуществляется руководителем, но обсуждается с детьми обязательно.
Важно помнить, что
а) произведение должно быть знакомым, любимым и коротким (это должен быть мини-спектакль, так как очень трудно физически давать детям кукольные спектакли – устают руки);
б) действующих лиц немного (обычно по количеству участников, не должно быть актёров на запасной скамейке);
в) декораций для спектакля должно быть или очень мало, или они должны вовсе отсутствовать (отсутствие декораций позволяет развивать воображение у актёров и зрителей);
г) слова автора должны давать возможность зрителям представить себе или вообразить недостающие декорации, но при этом слова автора не должны быть длинным текстом;
д) самое главное - художественное произведение должно быть «наполнено» в большей степени диалогами, тогда его легко переработать в пьесу.
3 этап Переработка авторского текста в пьесу (если нет готовой пьесы). Этот вид деятельности должен быть выполнен руководителем.
4 этап Распределение ролей. Обсуждение с участниками, кто будет исполнять те или иные роли. Этот этап напоминает прослушивание или кастинг: все читают пьесу и потом пробуют себя в разных ролях. Очень важно отобрать на главные роли наиболее эмоциональных детей.
5 этап Постановка спектакля и создание реквизита для спектакля. После чёткого распределения ролей детям даётся задание учить тексты своих героев и назначается дата и время первой репетиции. Начинать репетиции можно, даже при неважном знании текста и при отсутствии реквизита. Частота репетиций зависит от знания текста: чем меньше знают, тем чаще встречаться (2-3 раза в неделю), если спектакль практически готов, то можно и 1 раз в неделю. Во время репетиции можно повторить спектакль 2-3 раза, но с перерывами, так как руки у детей очень устают. Во время отдыха детям даются рекомендации и делаются замечания.
Создание реквизита (кукол, декораций и ширмы) идёт одновременно с репетициями. Если дети и руководитель немного умеют шить или вязать, то можно сделать куклы и декорации всем вместе своими руками. Если дети не умеют делать кукол, то эту работу может выполнить руководитель (сшить, связать, склеить). Конечно при условии, если руководитель владеет какими-нибудь техниками рукоделия. Неважно, из каких материалов будут куклы (из бумаги, из ткани, из ниток и др. материалов), главное, чтобы они нравились исполнителям. Если нет возможности сделать самим, то можно купить готовые игрушки (сейчас в магазинах много игрушек-варежек). Изготовить ширму несложно. В качестве ширмы на первое время можно использовать старую занавеску. Впоследствии лучше сделать новую ширму из шёлковой ткани, тогда спектакли смотрятся совсем по-другому, да и самим актёрам и зрителям важно, чтобы театр был красивым. Как только реквизит создан, то репетиции уже нужно осуществлять с ним, чтобы дети умели управляться с куклами за ширмой.
6 этап Выступление детей. Спектакль практически невозможно проводить отдельным мероприятием, он очень короткий по времени. Поэтому руководитель должен умело вплести мини-спектакли в программы различных мероприятий. После выступления необходимо обязательно представить всех актёров зрителям. Зрителей призвать поаплодировать актёрам. Очень важно для артистов почувствовать успех, который может явиться хорошим стимулом, толчком для новых творческих работ.
7 этап Анализ представления. Обязательно после выступления всех похвалить, сказать актёрам спасибо, ведь без их работы мероприятие не было бы таким интересным и зрелищным.
После спектакля необходимо обязательно обсуждение всех моментов спектакля: что получилось, что не получилось, что понравилось, что нет. Делать замечания надо в непринуждённой обстановке, очень корректно. Хорошо, если руководитель организует чаепитие. И тут же за чаепитием можно поговорить обо всём в том числе и о перспективе на будущее, выяснить отношение актёров к участию в следующих мероприятиях библиотеки. Решить, кто в следующий раз будет исполнять какую роль (если при решении данного вопроса возникают ссоры или обиды, дать возможность детям подумать и, посоветовавшись друг с другом, принять решение самим, без вмешательства руководителя).
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А. ГАЙДАРА
Организация работы кукольного театра
В нашей библиотеке работа по созданию кукольного театра началась в 2010 году. В июне 2010 года к нам записалась Ира Коротаева, ученица МБОУ СОШ №11 (на момент записи она только-только отучилась в 4 классе). Она часто на летних каникулах прибегала брать книги по списку литературы, который дали в школе. Ире нравилось читать, рассказывать о прочитанном, о своих увлечениях, о школе, о друзьях. Принимала активное участие в летнем конкурсе. Грех было упускать такую читательницу.
В сентябре 2010 года предложили поучаствовать в творческой работе (кукольном спектакле или театральной постановке). Ира быстро согласилась, даже не раздумывая. Но одного человека было мало, и мы попросили её поговорить со своими друзьями из класса, может быть кто-то захочет поучаствовать. К нашей радости у нас появилось ещё три человека – Евгения Андрющенко, Даша Вечерняя и Аня Хорошенькая. Они записались в библиотеку, стали сначала нашими читателями, а затем и активными помощниками в нашей работе.
Девочкам понравилась идея создания кукольного театра. Долго обсуждали, что будем ставить и остановили свой выбор на сборнике сказок Григория Остера «Котёнок по имени Гав» (сказка «Как меня зовут»).
Купить реквизит оказалось делом непростым: и дорого, и не всегда то, что необходимо (не было котёнка Гава). Да и хотелось создать что-то оригинальное и по материалу, и по технике исполнения. Лучше всего получалось вязание крючком. Попробовали связать чёрного кота – получилось замечательно. Дальше дело пошло быстро. Нужные нитки были. Вязание крючком – вид рукоделия, который позволяет создавать любые формы, без особых схем, освоив самый примитивный столбик без накида. Сначала вяжется рукавичка с двумя пальчиками (вязание надо начинать от манжеты), затем вяжется шея, и потом голова. За неделю были связаны все герои постановки. Ширмой стала старая занавеска, которую мы закрепили между книжными стеллажами.
Куклы очень понравились нашим артисткам и репетиции превратились в сплошное удовольствие (играли, шутили, пели, рисовали своих любимых кукол). У всех дома есть компьютеры, все пользуются Интернетом и проводят там часть своего свободного времени. Но было так интересно, что решили на время забыть это увлечение, ведь Неделя детской книги уже скоро. Одна проблема – на носу конец 3 четверти и девчонкам некогда было репетировать, учёбу нельзя запускать, да и в других кружках надо успеть позаниматься. Договорились встречаться по воскресеньям, когда в библиотеке выходной день. Во время репетиции решили, что спектакль должен завершаться какой-то весёлой песней. Песня «Вместе весело шагать» (музыка композитора Владимира Шаинского, слова поэта М. Матусовского) очень пришлась по душе и украсила спектакль. К тому же её простота позволила впоследствии подключать к исполнению песни зрителей.
Премьера состоялась в период Недели детской книги-2011, во время проведения книгопанорамы «Аллея литературных героев». Спектакль имел большой успех, зрители сначала дружно подпевали героям сказки, а потом, когда представили артистов, дружно аплодировали им. Удовольствие получили и актёры, и зрители.
Неделя детской книги - 2011 стала для нас своеобразным трамплином для творчества. Девчонкам очень хотелось выступить ещё. И мы им предоставили такую возможность. Четвёртая четверть в нашей библиотеке посвящена первоклассникам, в преддверии летнего чтения. В библиотеке для них проводятся экскурсии, библиотечные уроки. И в конце каждого библиотечного урока наши артисты делали подарок первоклассникам – показывали сказку.
Перед летними каникулами договорились с участниками кукольного театра, что обязательно продолжим своё творчество и в новом 2011-2012 учебном году.
Так и сделали… Во время проведения Недели детской книги – 2012 хотелось выступить с чем-то новеньким. Выбрали сказку Альберта Иванова «Как Хома рыбу ловил». Переработали текст, связали новых кукол – Хому и Суслика (снова куклы пришлись по душе), отрепетировали. Но решили не забывать и о предыдущей сказке. Все роли играли по очереди, ведь настоящие актёры должны уметь заменить отсутствующих по какой-либо причине участников. В 2012 года в нашу труппу влилась новая участница - Рита Журавлёва, которая учится в этом же классе и благодаря которой стало возможность осуществлять замену, в случае отсутствия актёра.
Процесс распределения ролей шел трудно, бывали и ссоры, и обиды. Но, благодаря большому количеству мероприятий, обиды прошли, а коллектив укрепился, сдружился и сплотился.
В 2012 году артистам представилась возможность выступить: в книгопанораме «Героев книжная семья» во время Недели детской книги; в 10 библиотечных уроках в период четвертой четверти для первых классов МБОУ СОШ №11 и МБОУ СОШ №14; в «Библионочи – 2012» (в детской библиотеке имени А.П. Чехова); в литературно-игровой программе «Вместе весело читать!» на осенних каникулах для детской площадки МБОУ СОШ №14.
Результаты работы кукольного театра
Организация кукольного театра в библиотеке дала хорошие результаты в развитии творческих способностей самих участников, а также в деле продвижения книг и чтения среди детей.
Наших актёров мы считаем своими помощниками, волонтёрами, тимуровцами. Они своим увлечением помогают читателям увлечься чтением. И конечно несомненная помощь библиотеке в рекламе чтения среди учащихся младших классов, в создании положительного образа библиотеки. Первоклассники, узнав о библиотеке и посмотрев с удовольствием спектакли, приходят в библиотеку, записываются и берут читать не только сказки Г. Остера «Котёнок по имени Гав» и А. Иванова «Про Хому и Суслика», но и другие книги.
Участники спектаклей проявили свои артистические способности, способности в рисовании, пении. Проявили себя как дружный коллектив единомышленников. Каждый из участников всегда приходил на помощь в трудной ситуации другу, выручал, подменял во время репетиции и выступления. Став активными читателями библиотеки, приобрели вкус к хорошей литературе (например, Даша Вечерняя раньше читала «ужастики», а теперь перешла на хорошие детские книги и журналы). Благодаря участию в постановках кукольных спектаклей появились уверенность в своих силах, умение выступать перед аудиторией. Не раз девочки получали благодарности за своё активное участие в жизни детской библиотеки им. А. Гайдара и детской библиотеки им. А.П. Чехова.
То, что заниматься в библиотеке работой этого направления нужно, сомнений нет. И об этом красноречиво говорят цифры и факты. За период 2011-2012 гг. творческий коллектив принял участие в 17 мероприятиях, которые посетило 466 человек.
Итоги проведения библиотечных уроков для первоклассников с участием кукольного театра (сведения на 15.01.13.)
Учебный год | Образовательные учереждения | Кол-во библиотечных уроков |
Кол-во посещений библиотечных уроков |
Количество новых читателей, записавшихся после проведения библиотечных уроков (чел.) |
Кол-во новых читателей, записавшихся после проведения биб. уроков (%) |
2010-2011 | МБОУ СОШ №11 | 4 | 106 | 32 | 30,2 |
2011-2012 | МБОУ СОШ №11, №14 | 10 | 246 | 48 | 19,5 |
Кукольный театр – замечательный вид искусства, доживший до наших дней, который всегда радовал и будет радовать детей, несмотря на все цифровые технологии. В библиотеке он поможет построить мостик между книгой и ребёнком, а нам будет всегда хорошим помощником в работе и общении с детьми.
Литература
1.Азизова, З.Ф. Формирование у младших школьников эстетических чувств средствами кукольного спектакля / З.Ф. Азизова // Воспитание школьников. – 2012. - №4. – С.44-47.
2.Безымянная, О. Школьный театр / О. Безымянная. – М.: Рольф, 2001. – С.3-6.
3.Иванов, А. Про Хому и Суслика: Сказки / А. Иванов. – М.: ОНИКС, 2007. – 64 с.
4.Образцов, С.В. Всю жизнь я играю в куклы / С.В. Образцов. – М.: Малыш, 1983. – 80 с.
5.Остер, Г. Все сказки Григория Остера: Сказки и сказочные истории / Г. Остер. – М.: Астрель, 2004. – 320 с.
6.Энциклопедия для детей Аванта+. Т. 7. Искусство Ч.3. Музыка. Театр. Кино. – М.: Аванта+, 2001. – С.229-231.
"Как меня зовут?": Сценарий кукольного спектакля //Сайт МБУК ЦБС города Азова. - Режим доступа: http://www.azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-23-03/2016-06-28-07-25-57/2-uncategorised/1412-2016-10-07-10-16-14
"Как Хома рыбу ловил": сценарий кукольного спектакля //Сайт МБУК ЦБС города Азова. - Режим доступа: http://www.azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-23-03/2016-06-28-07-25-57/2-uncategorised/1413-2016-10-07-10-20-07