Включить версию для слабовидящих

Возьмите книгу в круг семьи

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

21

Уважаемые родители!

Любовь к книге воспитывается в раннем детстве. Дети приобщаются к книге, благодаря рассказам родителей, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям и т.д. Совместное чтение сближает взрослых и детей, оно не только обогащает их информацией, расширяет кругозор, но и устанавливает связь между поколениями в семье.

Если у вас возникнут вопросы о том, что читать вашему ребенку, как привить ему интерес к чтению, как беседовать о книге, как устроить в семье литературный праздник и создать домашнюю библиотеку, ответы вы найдете в этом пособии.

Данное пособие также предназначено для руководителей семейного чтения: библиотекарей, учителей, воспитателей, т.к. содержит рекомендательную методическую литературу по работе с читающими семьями.

 

О доброй традиции замолвите слово …

Традиции семейного чтения уходят   своими корнями в далекое прошлое – об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные, прибаутки, потешки, скороговорки, сказки, загадки и былины…

22Во все времена семейное чтение было основой воспитания человека с высоким уровнем культуры. В России есть уникальный опыт в дворянских семьях 19 века, когда семейное чтение было неотъемлемой частью образа жизни. Привитию любви к чтению и к книге уделялось первостепенное внимание, поскольку в 19 веке не существовало другой возможности социализировать детей в связи с отсутствием телевидения, компьютеров и других современных способов коммуникации и информации. Кроме того, в читающей дворянской семье закладывались основы нравственного и духовного здоровья. Дети приобщались к книге, благодаря рассказам родителей, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. Вечера семейного чтения были замечательным явлением в русских традициях. Атмосферу таких вечеров русский историк-социолог И.Бестужев-Лада описывает так: «…Вечер. Семья в сборе. Ужин и домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают, а затем обсуждают услышанное».

Такие вечера проходили бурно, оживленно, каждый, кто хотел, мог критиковать, мог начать читать сам, роли могли меняться, никто не оставался в стороне, активное участие принимали все члены семьи.

Многие из знаменитых людей были обязаны своими успехами раннему знакомству с лучшими произведениями мировой литературы. Об этом вспоминали С.Т.Аксаков, А.И.Герцен, А.Н.Толстой, К.П.Паустовский, С.Я. Маршак, К.И.Чуковский и многие другие.

Более подробно о традициях семейного чтения вы сможете узнать у этих авторов:

1. Бестужев-Лада, И. Окно в мир: размышления социолога о необходимости традиций семейного чтения вслух /И.Бестужев-Лада //Библиотекарь. – 1986. –№3.- С. 40-41 .

2. Грекова, И. Детство и слово /И.Грекова //Детская литература. - 1988.- №1 .- С.31-37.

3. Изборник: Повести Древней Руси /Авт.-сост. Л.Дмитриева, Н. Понырко. - М.: Худож. лит., 1986. - 447 с.

4. Лякишева, С.И. Учить читать терпением и любовью: о воспитании детей в дворянских семьях / С.И.Лякишева // Семейн. чтение.- 2007.- № 3.- С.12-14

5. Лотман, Ю.М. Быт и традиции русского дворянства (18- начало 19 в.) /Ю.М.Лотман. – СПб.: Искусство СПб, 1994. – С. 49-62 .

6. Павлова, А. О доброй традиции замолвите слово… /А.Павлова //Семейное чтение.- 2006.- №4. - С.23 –27.

7. Толстой, С.Л. Очерки былого /С.Л.Толстой. – Тула.:Приокское книж. из-во, 1965. – С. 36.

 

Как привить детям интерес к чтению

Любовь к книге, к самому процессу чтения воспитывается в раннем детстве, особенно в тех семьях, где есть пример читающих родителей, т.к. только в читающей семье закладываются основы нравственного и духовного здоровья.

Важным моментом в воспитании любви к книге является чтение вслух, когда вся семья собирается вместе. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, фантазирует. Совместное чтение сближает взрослых и детей, воспитывает в ребенке доброе, любящее сердце. Желательно, чтобы среди участников такого чтения были люди старшего поколения. Такое чтение не только обогащает информацией, расширяет кругозор и развивает образное мышление, но и устанавливает связь между поколениями в семье.

Следующим способом воспитания у ребенка любви к чтению можно назвать чтение перед сном. Это весьма действенный прием для детей младшего возраста. Для усиления эффекта 23восприятия книги можно использовать музыкальные произведения, театральные постановки, литературное лото, выпуск домашних газет с рубриками о прочитанном.

В этом разделе рекомендательного списка литературы помещены материалы, в которых описываются способы приобщения к чтению ваших детей.

8. Балясникова, Е. Закрытая книга: [роль семьи в приобщении детей к чтению] / Е.Балясникова // Крестьянка.- 2008.- № 6.- С.18-22

9. Ганзикова, Г. Максим Горький о круге детского чтения / Г.Ганзикова // Семейн. чтение.- 2008.-№ 2.- С.27-31

10. Пальтова, К. Читают в нашей семье все: [письмо девочки, любящей читать] / К.Пальтова // Семейн. чтение.- 2008.-№ 2.- С.13-14

11. Скуридина, Ю. Если не рассказывать сказки...: семейн. чтение как духовн. развитие ребенка / Ю.Скурдина // Библиополе.- 2007.- № 11.- С.32-35

12. Сокольская, Л.В. Материнское чтение: науч.-практ. пособие / Л.В.Сокольская.- М.: Либерия-Бибинформ, 2007.- 80с.- (Б-рь и время. XXI век. Вып. 54)

13. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н.Тимофеева.- СПб.: Рос. нац. б-ка, 2000.- 512с.

14. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: методич. словарь - справочник для библиотекарей / И.И. Тихомирова.- М.: Шк. б-ка, 2004.- 248 с.

15. Тимофеева, И. Родителям о детском чтении / И. Тимофеева// Семейн. чтение.- 2006.- № 5. - С. 3 -7

Как беседовать с детьми о книгах

Беседы с детьми о книгах – это чтение с пояснениями, где главная цель – помочь воспринять содержание и выразить свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже поступил так? А почему книжка так называется? и т.д.

24Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, рассказывают об авторах, об исторической эпохе и т.д.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а один – два дня спустя, когда улягутся первые впечатления. Разговаривать с ребенком нужно так, чтобы он почувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите его за сообразительность и старание, а если что ему не удается, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия.

Более подробно о том, как беседовать с детьми о книге, ее нравственном содержании и художественных особенностях вы можете прочитать в следующих книгах и журналах:

16.  Белоногая В. Вместе читаем, играем, создаем!: опыт взаимодействия с ребенком в процессе чтения / В.Белоногая // Семейн. чтение.- 2008.-№ 1.- С.21-24

17. Жуковская Ю. Как пристрастить ребенка к чтению / Ю.Жуковская // Комс. правда.- 2007.- 27 февр.- С.22

18. Козлова И. Похвала детскому чтению: [не жалейте времени, потраченного на чтение ребенку] / Козлова И. // Семейн. чтение.- 2006.- № 5.- С. 11-12

19. Лунева Т. Читаем вместе с детьми: [шесть причин, по кот. книгу о Гарри Поттере можно читать вашим детям] / Т.Лунева // Семейн. чтение.- 2008.-№ 2.- С.39-40

20. Нестерова Е. Чтение как вид общения и совместной деятельности с ребенком: о кн. Л.Пантелеева «Наша Маша. Книга для родителей» / Е.Нестерова // Семейн. чтение.- 2007.- № 3.- С.15-17

21. Обсуждайте книги!: [чтение и последующее обсуждение книги влияет на познавательную активность и языковое развитие дошкольника] // Няня.- 2007.- № 7-8.- С.67

22. Степанова Л. Что мы думаем о выборе наших детей? Пусть читают все подряд?! / Л.Степанова // Библиотека в шк.- 2006.- № 17(сент.).- С.16-17

23. Шувалова Е. «Включите свет в библиотеке!»: [что могут сделать родители, чтобы у ребенка возник интерес к б-ке] / Е.Шувалова // АиФ. Семейн. совет.- 2007.- № 1-2.- С.5.

Пора пополнить домашнюю библиотеку

Одним из способов заинтересовать детей чтением является создание домашней библиотеки. Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские книги предназначены для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми. Стратегия комплектования домашней библиотеки школьника в значительной степени определяется его учебной программой. Хорошим подспорьем детям в учебе являются словари и справочники.      Ядро семейной библиотеки – классика детской литературы. Это произведения В. Крапивина, Р.Погодина, В.Носова и др. Большое значение для детей младшего школьного возраста имеют книги познавательного характера, особенно исторической и природоведческой тематики. Хорошо иметь у себя дома книги С.Алексеева о Великой Отечественной войне. Среди природоведческих книг можно назвать книги В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, И. Соколова-Микитова и др. Что касается отечественных энциклопедий то хорошо, если в вашей домашней библиотеке сохранился от прежних поколений энциклопедический словарь «Что такое? Кто такой?» в 2 томах. Если домашнюю библиотеку для детей младшего школьного возраста формируют в основном родители, то школьники среднего звена и старшеклассники в основном сами определяют, какие книги им нужны. Многое здесь диктуется школой, информационные потребности возрастают и усложняются. Многообразие увлечений свойственное подросткам соответственно сказывается и на содержании домашней библиотеки. Как известно универсальная модель детского чтения складывается из разных блоков, среди них деловая, развлекательная, познавательная литература. Чтобы пополнить вашу домашнюю библиотеку, рекомендуем приобрести следующие книги:  

24. Алексеев, С.П. Сто рассказов о войне /С.П.Алексеев. - М.: Молодая гвардия, 1984. -223 с.

25. Алексин, А.Г. В стране вечных каникул /А.Г. Алексин. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 329 с.

26. Алеников, В.М. Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные. - М.:Эгмонт Россия Лтд., 2007. - 496 с.

27. Астафьев, В.П. Конь с розовой гривой/ В.П.Астафьев. - М.:Дет. лит., 2010. - 265 с.

28. Арутюнян, В. Как создать домашнюю библиотеку / В. Арутунян // Домашняя шк. б-ка.- 2003.- № 3.- С. 37-38.

29. Васильев, Б.Л. А зори здесь тихие…: повести /Б.Л.Васильев. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 572 с.

30. Верн, Ж. Пятнадцатилетний капитан/ Ж.Верн; пер. с фр.И.Петрова. -М.:НФ «Пушкинская библиотека: АСТ, 2004. - 349 с.

2531. Гайдар, А.П. Повести и рассказы/ А.П.Гайдар. - М.:АСТ: Астрель, 2001. - 560 с.

32. Д'Эрвильи Приключения доисторического мальчика /Д*Эрвильи; пер. с англ. Б.Энгельгарда. -М.: Эксмо, 2009. - 656 с.

33. Дефо, Д. Робинзон Крузо/Д.Дефо; пер. с англ. М. Шишмаревой. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 448 с.

34. Железников, В.К. Чучело/ В.К. Железников. - М.: ОНИКС 21 век, 2002. - 336 с.

35. Ильина, Е.Я. Четвертая высота /Е.Я.Ильина. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 318 с.

36. Каверин, В.А. Два капитана/ В.А.Каверин. - М.: Культура, 1993. - 527 с.

37. Ким, А.А. Арина /А.А.Ким. - М.: Октопус, 2006. - 224 с.

38. Книга для семейного чтения: стихи, рассказы, сказки /Авт.-сост. З.Я Рез. - М.:Просвещение,1991. - 420 с.

39. Крапивин, В.П. Дети синего фламинго/ В.П.Крапивин. - М.: Советская Россия, 1989. - 192 с.

40. Лондон, Дж. Белый клык/ Дж. Лондон; пер. с англ. Н. Волжиной, М. Абкиной. -М.: АСТ: НФ «Пушкинская библиотека», 2004. -413 с.

41. Мурлева, Жан-Клод Река, текущая вспять/ Жан-Клод Мурлева; пер. с фр. Н.Бунтман. -М.: Самокат, 2006. -232 с.

42. Осеева, В.А. Динка / В.А.Осеева. - М.:АСТ: Астрель, 2011. - 764 с.

43. Осеева, В.А. Динка прощается с детством/ В.А.Осеева. - М.:АСТ: Астрель, 2006. - 445 с.

44. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение: [семейн. чтение в развитии человека] / А.Павлова // Семейн. чтение.- 2008.-№ 2.- С.9-12.

45. Платонов, А.П. Неизвестный цветок: рассказы и сказки /А.П.Платонов. - М.: Дет.лит, 2010. -238 с.

46. Погодин, Р.П. Рассказы о веселых людях и хорошей погоде /Р.П.Погодин. – Л.: Дет.лит., 1987. - 220 с.

47. Рыбаков, А.Н. Кортик. Бронзовая птица: повести /А.Н.Рыбаков. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 411 с.

48. Твен, М. Принц и нищий/М.Твен; пер. с англ.К.Чуковского, Н.Чуковского. –М.:ОНИКС 21 век, 2004. -304 с.

49. Троепольский, Г.Н. Белый Бим Черное ухо /Г.Н. Троепольский. - М.:НФ «Пушкинская библиотека»: АСТ, 2004. - 315 с.

50. Уайт, Э.Б. Стюарт Литл. Паутинка Шарлотты/ Э.Б.Уайт; пер. с англ. А.Ставиской, Н.Рахмановой. -СПб.:Азбука, 2000. - 256 с.

51. Чарская, Л.А. Сибирочка. Княжна Джаваха: повести /Л.А.Чарская. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 430 с.

52. Шмелев, И.С. Лето Господне/И.С.Шмелев. - М.: Дет.лит., 2011. -526 с. 

Литературные праздники в семье

Неделя детской книги в семье

Ежегодно, начиная с 1943 года, в нашей стране проводится Неделя детской книги. Во всех библиотеках в эти дни ребята встречаются с писателями, участвуют в литературных праздниках, конкурсах, играх. Такой 26праздник можно устроить и в семье. Родители могут сделать «Неделю» событием ярким, эмоциональным, разбудить интерес к чтению у тех, кто читает мало, а активным книголюбам дать повод проявить себя, завоевать авторитет в семье, во дворе – умением интересно рассказать о прочитанном, заставить понять всех, какое это чудо – книга.

В Неделю детской книги было бы уместно отпраздновать в семье дни рождения писателей родившихся в марте – В.П.Катаева, Ч.Диккенса, Г.Лонгфелло, К.Чуковского и др. Выберите одного писателя - именинника, устройте соревнование, кто из членов семьи выразительнее прочтет одну главу из его книги. Проведите конкурс на самый удачный кроссворд по книгам этого писателя. Попросите каждого члена семьи сделать закладку, которая привлечет внимание к творчеству писателя. Сообща сделайте инсценировку отрывка из книги: подготовьте декорации, костюмы, реквизит, а потом разыграйте готовый спектакль перед остальными членами семьи или   пригласите в «театр» соседей… Конкретные рекомендации по проведению Недели детской книги в семье можно прочитать в следующей литературе:

53. Тубельская, Г. Неделя детской книги в семье /3.Тубельская // Семейное чтение.- 2007.- № 1.- С.1-24. – вкладка.

54. Тубельская, Г. В гости к именинникам /Г.Тубельская // Семейное чтение.- 2006.- № 6.- С.17-28.

55. Тубельская, Г. Осенние именинники /Г.Тубельская // Семейное чтение.- 2007.- № 4.- С.6-14.

56. Тубельская, Г. Осенние именинники /Г.Тубельская // Семейное чтение.- 2007.- № 5.- С.10 -28.

Литературные игры в кругу семьи

В детстве ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки, складывается характер.

Глубокий и сложный процесс преобразований и усвоения жизненных впечатлений происходит в литературных играх. Дети могут выполнять разные 27варианты творческих заданий – сочинить сказку, придумать своего героя, нарисовать иллюстрации и т.д. Важное достоинство таких игр в том, что ребенка не обязательно усаживать за стол, а можно играть где угодно – на даче, на кухне, в лесу, на полу и даже в машине. Игра - фантазия, игра – викторина, игра в жесты, игра- путешествие, игра в рифмы и другие моделирующие игры направлены не только на развитие фантазии, воображения и абстрактного мышления, но и на приобщение детей к книге и чтению. Подробное описание этих игр вы можете найти в данной литературе:

57. Тихомирова И. И. Родителям - о детском чтении: [игры и книги трудно переоценить] / И. Тихомирова // Семейное чтение.- 2007.- № 2.- С. 2-13

58. Белоногая В. Вместе читаем, играем, создаем!: опыт взаимодействия с ребенком в процессе чтения / В.Белоногая // Семейное чтение.- 2008.-№ 1.- С.21-24

59. Зубкова М. Мама из книжки: [ребенок верит, что мама может все: сочинить хорошую сказку, придумать новую игру, объяснить, почему дождь идет...] / М. Зубкова // Читаем вместе.- 2007.- № 3. - С. 34

60. Иванова, Л. Игра в кругу семьи/Л.Иванова // Семейное чтение.- 2007.- № 1.- С.11-12.

61. Чернорицкая О. Развивающие сказки, загадки, игры и стихи: [для малышей 1-4 года] / О. Чернорицкая // Домашняя шк. б-ка.- 2004.- № 4-5.- С. 42-52; № 6.- С.7-18; 2005.- № 1.- С.10-19; № 2.- С.9-16.

Книга и телеэкран

В наше время в каждом доме есть телевизор, компьютер и другая современная техника. Многие родители приобретают видеозаписи детских стихов и сказок в исполнении артистов, музыкантов, художников. Особенно любимы мультфильмы и телефильмы, которые играют большую роль в общении между детьми: ребята обмениваются фильмами, играми, делятся своими впечатлениями об их содержании. Польза раннего приобщения к экранной классике детской литературы очевидна, но захочет ли ребенок, когда придет время читать сказочные повести А.Толстого «Приключения Буратино» или «Маугли» Р.Киплинга?

28Смотреть телевизор легче, чем читать, и поэтому ребенок предпочитает «видики», а не книги. Нельзя не сказать о том, что в современном искусстве для детей много произведений, которые нацелены против нравственных основ жизни. Для дошкольников это сериалы о бесконечных разборках между котом, мышью, собакой, где приучают детей смеяться над страданиями, где возводят в доблесть предательство, коварство, удары из-за угла, обман и издевательство. Ребята постарше читают книги и смотрят фильмы, где смакуются убийства и разврат, где восхваляется алчность и легкое нетрудовое обогащение.

Сейчас на телеэкранах господствует диснеевский стиль, где много стремительного действия, движения, но мало текста, а наши прежние фильмы были неторопливыми, задумчивыми и несли поэтическое слово А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, народных сказок… Такие мультфильмы и телефильмы не только не мешали чтению, а, наоборот, способствовали ему. При разумном сочетании экранной и словесной детской литературы, а главное при руководстве, отборе и беседах, телепередачи – союзники книги, а не ее враги, потому что вызывают интерес к чтению.

62. Барыбина А. Как подружиться с книгой в век компьютера: [советы психолога] / А.Барыбина // Добрые советы.- 2005.- № 2.- С.79

63. Тимофеева, И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти / И.Тимофеева // Семейное чтение.- 2007.-№ 4.- С.2-7.

Советы для родителей

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

-         Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

-         Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

-         29Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

-         Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.

-         Рекомендуйте ребенку книгу свого детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

-         Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развивать у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения – примерно 40-45 минут.

-         Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

-         Совместное чтение – наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

-         Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

-         Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

-         Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

30

Составитель

Н.В.Михайлова библиотекарь абонемента среднего и старшего школьного возраста (5-9 кл)

Технический редактор

Жукова Н.В., библиотекарь абонемента среднего и старшего школьного возраста (5-9 кл).

 

2         425