Включить версию для слабовидящих

Отчизны гордый стяг

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

ОТЧИЗНЫ ГОРДЫЙ СТЯГ
/сценарий литературно-игрового часа для детей дошкольного возраста/

пока дети рассаживаются в читальном зале,
звучит фонограмма песни «Широка страна моя родная» («Песня о Родине» из к/ф «Цирк»;
муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача)

Ведущий: Дорогие ребята, здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Ведущий: Мы рады приветствовать вас  в нашей Детской библиотеке, которая носит имя замечательного человека, героя и детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. Сегодня вся страна отмечает День государственного флага России. Знаю, что некоторые из вас вместе с воспитателями, родителями учили стихи к этому празднику. Так хочется, чтобы наша встреча началась с чтения  красивых торжественных стихов о нашем флаге. Я приглашаю на сцену всех, кто желает прочитать стихи.

(литературный монтаж «Краше флага не найти!»
- дети читают четверостишия из стихов
М. Бебиной «Флаг России»,
И. Агеевой «Флаг России - триколор»)

1-й чтец:    
Разноцветный флаг России -
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.

2-й чтец:   
Честь и правда в этом флаге,
Кровь пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!

3-й чтец:   
Флаг России - триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета - свой секрет.

4-й чтец:    
Снизу красный - самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жаркий.
Русской кровью что добытых
И народом не забыты.

5-й чтец:    
В середине - флага - синий
Словно Волга на равнине...
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

6-й чтец:    
Сверху словно облака
Цвет снегов и молока.
Чистый белый - мира цвет,
Говорит он - войнам нет!

Ведущий: Молодцы! Ребята, давайте поблагодарим чтецов аплодисментами.

Ведущий и дети: (аплодируют)

Ведущий: Мы живём в мире, в котором много государств и среди них выделяется наша страна, которая называется Российская Федерация (Россия).
   Наша страна Россия - особая страна, неповторимая, непохожая ни на одну страну в мире. Россию называют великой страной. Если сравнивать с другими государствами  Россия самая большая по размеру страна, в ней самое большое количество лесов, рек, озёр, морей, гор, равнин. Россия - страна многонациональная. В ней проживаем мы -  российский народ, в который входит очень большое количество людей разных национальностей и народностей.  Кроме самого многочисленного народа - русских, в России живут белорусы, украинцы, армяне, чеченцы, татары, чукчи, удмурты, башкиры, казахи, якуты и мн. др.  Всего более 130 разных народов. И несмотря на это, все национальности уживаются, живут в мире, согласии и друг другу помогают.  России как государству более тысячи  лет (если точно, то в 2019 году мы отмечаем  1157 лет российской государственности). Такой длинной и долгой истории как у нашей страны, нет ни  одного другого государства в мире. 
   У России, как у страны есть свои отличительные национальные символы - знаки, образы по которым узнают Россию. Они твёрдо закрепились в сознании людей. Вообще, если говорить об образах (символах) страны, то надо сказать, что символом страны может стать, например, игрушка или предмет, растение,  животные, город, постройка... и  мн. др. 

Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем. И  вспомним некоторые национальные символы России. Негосударственные, неофициальные. Те популярные образы России, по которым узнают нашу страну в других странах. Я буду показывать разные предметы, а вы будете угадывать, являются ли они символами России или нет.

демонстрация презентации - игры «Популярные негосударственные символы России»

(1-й слад с изображением деревьев рябины, берёзы, липы, дуба)

Ведущий: Давайте для начала вспомним, какое дерево символизирует нашу страну?

Дети: Берёза.

(2-й слайд с изображением детских игрушек - Ваньки-встаньки, Матрёшки,  барабана, мяча)

Ведущий: Вы любите играть в разные игрушки. Как вы думаете, какие игрушки символизируют нашу страну?

Дети: Матрёшка, Ванька-встанька.

( 3-й слайд с изображением музыкальных инструментов - балалайки, скрипки, рояля, гитары)

Ведущий: Какой музыкальный инструмент является национальным символом России?

Дети: Балалайка.

(4-й слайд с изображением головных уборов - шапки-ушанки, будёновка,  панамки, шляпки, косынки, кокошника)

Ведущий: А какие головные уборы символизируют Россию?

Дети: Шапка-ушанка, кокошник, будёновка.

Ведущий: Есть у России и цветочный образ. Какой цветок символизирует Россию?

(5-й слайд с изображением цветов - ромашки, одуванчика, тюльпана, розы)

Дети: Ромашка.

Ведущий: Какой город символизирует нашу страну?

(6-й слайд с изображением городов - Азова, Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Сочи)

Дети: Москва - столица нашей страны.

Ведущий: А какое место в Москве является символом России?

(7-й слайд с изображением Большого театра, ВДНХ, Красной площади, Третьяковской галереи)

Дети: Красная площадь.

Ведущий: Молодцы! А знаете, ребята, кроме этих образов есть ещё есть ещё знаки, образы, символы официальные, государственные, утверждённые основным законом нашей страны - Конституцией РФ  - это герб, флаг, гимн).

Ведущий: Ребята, что из себя представляет флаг России?

Дети: Это трёхцветное  полотнище (трёхцветный кусок ткани).

Ведущий: Где можно увидеть флаг?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Флаг можно видеть на правительственных  зданиях, где работает Президент, депутаты, губернаторы, мэры городов; на представительских зданиях в каких-нибудь далёких странах, где живут и работают наши дипломаты, которые представляют и отстаивают интересы нашей страны. И ещё во время празднования государственных праздников повсюду.

Ведущий: Для чего нужен государственный символ - флаг?

Дети: Чтобы издалека можно было определить, какому государству принадлежит учреждение, корабль, спортивная команда и  др.

Ведущий: Да, ребята,  по флагу очень легко определить принадлежность к государству, стране. А как надо относиться к флагу и обращаться с флагом?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Да, правильно, надо гордиться своим флагом и уважительно относиться к нему. Есть даже специальный закон о том, как должен выглядеть государственный флаг и как его использовать.

Ведущий: А слышали вы, что  по отношению флагу говорят слово «триколор»  (от англ. «color» - цвет, покрытие), т.е. три цвета. Наш флаг трёхцветный. Но непросто выкрашенный тремя цветами, а цвета нанесены в определённом направлении (горизонтальном),  в определённом расположении цветов. В самой нижней части нашего флага полоска красного цвета. Посередине - полоска синего цвета. И самая верхняя полоска - белая. И у каждого цвета имеется своё значение. Вот как об этом написал поэт Александр Александров  в своём стихотворении «Российский флаг»

Что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет...
Это флаг моей России.
Красивее флага нет!
Снизу красный - цвет Побед.
В середине - синий.
Это цвет великих рек,
Что текут в России.
Ну, а сверху - белый цвет.
Это всякий знает,
Что душевной чистотой
Русь гостей встречает.

    Смелость, героизм, храбрость, любовь к Родине, героическое прошлое нашей страны обозначены на флаге  красным цветом. И он не случайно находится в самом низу флага. Нижняя часть - это как фундамент, как основа, на котором держится весь дом. Наша Россия держится на прочном основании - на нашей истории, на любви к Родине, на славной истории, на героическом прошлом нашего народа. Наше государство миролюбивое (мы никогда не нападали на другие государства), но в любую лихую годину, когда нападал враг на нашу страну, российский народ умел сплотиться и противостоять врагу. Порой очень большой кровью - так в годы Великой Отечественной страны наша страна потеряла 27 миллионов человек.  Наш народ был всегда смелым, храбрым, мужественным и отважным, умел победить врага и защитить свою любимую Родину. Об этом у нашего народа есть много пословиц и поговорок  - короткие и мудрые изречения нашего народа - о храбрости, о героях, любви к Родине, умении защищать свою страну.

Тот герой, кто за Родину горой.
Велика Россия, а врагам места нет.
С родной земли - умри, не сходи!
А вот трусость высмеивалась нашим народом:
У нашего Трошки задрожали ножки.

  Очень много сказок, стихов, песен, рассказов написано о наших славных воинах, богатырях, солдатах, о героическом народе. Посмотрите, на нижней полке собрались именно такие книжки, в которых рассказывается о родной армии, о героях, о городах-героях, о полководцах. В библиотеке книг на эту тему очень много.
  В память о героическом прошлом нашей страны ежегодно к Дню Победы в нашей стране проводят военный парад, на котором военные проходят красиво строем, маршируют и проносят знамя победы, военные знамёна. А самым первым на Красную площадь выносят государственный российский флаг. О военном параде есть хорошее стихотворение у поэта Владимира Орлова, оно так и называется ...

Парад

Трубы трубят,
Барабаны гремят —
На площади Красной
Военный парад.
Печатая шаг
У кремлёвской стены
Идут офицеры
Российской страны.
Проходят гвардейцы
В равнении строгом.
Знамёна гвардейские
Помнят о многом.
Их, словно солдат,
Опалила война.
Недаром сияют
На них ордена.
Идут моряки
По звенящей брусчатке —
Как белые чайки,
Взлетают перчатки.
За ними десанта
Ряды боевые,
Береты, как небо,
У них голубые.
Где раньше когда-то
Стучали тачанки,
Рядами проходят
«Катюши» и танки.
Ракеты и пушки
Везут тягачи.
Смотрите, какие
Они силачи!
Проходят наследники
Дедовской славы,
Защитники нашей
Советской державы.
И с ними на марше —
Суворовцы наши!
И с ними на марше —
Нахимовцы наши!
Надраены бляхи,
Сияют мундиры.
Отличные будут
Из них командиры!
И адмиралы,
И генералы!
А может быть,
Маршалов будет
Немало!

Ведущий: Ребята, а вы хотите пройти на параде с флагом?

Дети: Да.

Ведущий: Нет ничего невозможного. Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра так и называется «На параде». Для этого мы с вами встанем.

Дети: (поднимаются, каждый становится около своего места)

Ведущий: Молодцы! Давайте представим, что мы находимся на Красной площади. У нас в руках флажки. И мы на параде будем маршировать в честь наших защитников, воинов-победителей. У кого нет флажка, тот будет барабанщиком и будет барабанить по воображаемому барабану воображаемыми барабанными палочками. Я буду вашим командиром. Слушайте меня внимательно и делайте как я...

(ведущий читает стихотворение  и одновременно марширует, дети повторяют движения за ведущим)

Физкультминутка  «На параде»

Левой, правой!
Левой, правой!
На параде детский сад!
Левой, правой!
Левой, правой!
На параде детский сад!
Барабанщик очень рад!.
Левой, правой!
Левой, правой!
Очень гордо все идут!
Флаги высоко несут!
Левой, правой!
Левой, правой!
На параде детский сад!
Каждый очень-очень  рад!

Ведущий: Какие молодцы! Так стройно прошёл детский сад «Якорёк» на параде! И так красиво пронесли флаги! И барабанщики такие молодцы! А теперь все сели на свои места и мы продолжаем. Посмотрите, ребята, посередине флага синяя полоска. Синяя полоска - это наши реки. Их насчитывается в России 200 тысяч. Среди них есть большие и красивые, как Иртыш, Лена, Ангара, Обь, Енисей. Самая большая река в России - Волга - любимая великая русская река. Народ всегда величал её очень ласково и уважительно - Волга-матушка, кормилица. Потому что в реке вылавливалось очень много рыбы, по реке перевозили на судах разные грузы.  А есть совсем мелкие речки, например, как наша маленькая речушка Азовка. А как называется река, на которой стоит наш город и в которую впадает наша Азовка.

Дети: Дон.

Ведущий: Правильно. Молодцы! Наша многоводная река Дон - тоже любимая река. Дон зовут Тихим Доном за тихое течение вод. А ещё величают Доном батюшкой, Доном Ивановичем. Батюшкой зовут за то. что для простых людей он как отец родной - и поилец, и кормилец. А вот почему реку Доном Ивановичем ласково зовут, я вам сейчас прочитаю сказку В. Моложавенко - удивительного, замечательного  человека, нашего земляка, краеведа (краевед - это человек, который любит свой край, изучает его, много о нём ведает т. е. знает). Сказка донского писателя Владимира Семёновича Моложавенко, которому в этом году исполняется 95 лет со дня рождения так и называется «Почему Дон Ивановичем зовут». Слушайте внимательно, потому что я у вас потом  спрошу, откуда у Дона отчество Иванович.

(ведущий читает вслух  детям сказку В. С. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут»)

         «Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого – Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьёй. Поначалу дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли сыновья, пора им было судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всём и дорогу каждому указал. Только Шат не послушал отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шёл туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошёл, стал знатен да славен…
        Сказка сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один перешагнуть можно, это – Дон. Другой широкий да бурный – Шат. Дон всё на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал.
        Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на её берегах встают.               Недаром и зовут люди реку свою родную ласково: Дон Иванович».

Ведущий: Ребята, вы послушали сказку, теперь скажите, почему Дон зовётся Ивановичем?

Дети: Потому что Дон вытекает (берёт своё начало) в Иван-озере.

Ведущий: Правильно! Какие вы молодцы! Вы очень внимательно слушали сказку. Сказка вам понравилась?

Дети: Да.

Ведущий: И вот мы с вами добрались до самой верхней полки нашего книжного триколора - вы наверное обратили внимание, что книжки в этот праздничный день решили построиться так же, как расположены полоски на флаге. Какой цвет преобладает у обложек книг на верхней полке?

Дети: Белый

Ведущий: Белый цвет, ребята,  обозначает душевную чистоту нашего народа.  Если мы лучше присмотримся к  книгам, то увидим, что эти книги о самых лучших сторонах, качествах российского народа (ведущий перечисляет названия книг).  А какие качества человека лучшие?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Наш народ, наши предки  всегда были гостеприимными, добрыми, уважительным к другим национальностям, трудолюбивыми, милосердными, сострадательными, дружелюбными, великодушными. Даже воины у нас великодушные - никогда над стариками, детьми, пленнными не издевались, не убивали их, а наоборот - оказывали медицинскую помощь,  кормили, даже тогда, когда еды и самим не хватало. О таких воинах на выставке есть книга Елены Холмогоровой, она так и называется «Великодушный русский воин». В своём стремлении к единству, к справедливости, к знаниям,  в умении прийти на помощь в трудную минуту, умении прощать российские люди всегда удивляли иностранцев. Наш народ никогда не ставил на первое место деньги и материальные ценности. Даже есть русская пословица «Не в деньгах счастье». Наверное, благодаря всем этим качествам народа государство и существует так долго. Поэтому и страна наша непобедима. Помните, ребята об этом. Перенимайте духовный опыт наших предков.  Тренируйте свои души с детства - делайте как можно больше хорошего и доброго в жизни, как тренируют спортсмены свои мускулы. Ведь никто на свет не появляется сразу добрым или злым. Всё зависит от каждого человека. Если с детства стараешься делать хорошее, то и становишься хорошим человеком. А если только на плохое тебя и хватает, то и будешь плохим человеком. Воспитывайте в себе самые лучшие  качества, старайтесь поступать хорошо, не делайте зла, чтобы быть достойной сменой нам, чтобы сохранить нашу страну, нашу Россию. А что такое хорошо поступать?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: А что такое плохо поступать?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: А вот как об этом написал замечательный детский поэт Владимир Маяковский (показ портрета писателя) стихотворение. Оно так и называется «Что такое хорошо, что такое плохо». Внимательно слушайте стихотворение, а потом расскажете мне, что такое плохо и что такое хорошо.

(ведущий читает вслух стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»)

Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?- 

У меня секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого ответ
помещаю в книжке.

— Если ветер крыши рвет,
если град загрохал,-
каждый знает — это вот
для прогулок плохо.

Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это — очень хорошо
и большим и детям.

Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице,-
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.

Если бьет дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку.

Этот вот кричит:
— Не трожь тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик так хорош,
загляденье просто!

Если ты порвал подряд
книжицу и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик.

От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.

Этот, хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится.

Этот в грязь полез и рад.
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.

Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.

Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
вырастет из сына cвин,
если сын — свиненок.

Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду делать хорошо,
и не буду — плохо».

Ведущий: Вы послушали и посмотрели картинки-иллюстрации к книге. А теперь скажите, что такое хорошо и что такое плохо, по мнению папы?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Молодцы! Вы всё правильно поняли.

Ведущий: Дорогие, ребята, наше мероприятие подошло к концу. Спасибо вам за активное участие.  С вами было очень интересно! Ещё раз поздравляем вас с праздником и приглашаем тех, кто ещё не записан в библиотеку, обязательно  записаться. И что очень важно, став читателем, обязательно читать хорошие книги и становиться хорошими людьми. Записаться в библиотеку очень просто. Нужно, чтобы кто-то из ваших родителей (папа или мама) пришли со своим паспортом и вас записали. Всего вам доброго! До новых встреч!

(выход участников мероприятия из библиотеки;
звучит фонограмма песни «Широка страна моя родная» («Песня о Родине» из к/ф «Цирк»;
 муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача)

Автор сценария:
ведущий библиотекарь Т. В. Новосёлова

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Маяковский, В. Что такое хорошо и что такое плохо: стихотворение / В. Маяковский. - М.: Дет. лит., 1978. - 16 с.  ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  1. Моложавенко, В. С.  Почему Дон Ивановичем зовут: сказка // Дивный клад: сказки донских писателей. - Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2013. - С. 111.
  2. Старинные русские пословицы. - М.: Дет. лит., 1983. - 32 с.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

  1. Агеева, И.  Флаг России - триколор: стихотворение / И. Агеева  // Стихи для детей. - Режим доступа: http://detskie-stihi.com/stihi-o-gosudarstvennom-flage-rossii/ (14.08.19)
  2. Александров, А.   Российский флаг: стихотворение /А. Александров Стихи для детей. - Режим доступа: http://detskie-stihi.com/stihi-o-gosudarstvennom-flage-rossii/ (14.08.19)
  3. Бебина, М.  Флаг России: стихотворение // Стихи для детей. - Режим доступа: http://detskie-stihi.com/stihi-o-gosudarstvennom-flage-rossii/ (14.08.19)
  1. Орлов, В.  Парад: стихотворение / В. Орлов // Всё для детей. - Режим доступа: http://allforchildren.ru/poetry/9m021.php (14.08.19)

 

 

 

 

2         425