Включить версию для слабовидящих

история Азовской крепости и ее улиц

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Бурлака, В. Улицы Азовской крепости /В. Бурлака // Приазовье – 1995. – 9 ноября; 6 декабря.

 

Улицы города... Какое важное место занимают они в его живом, движущемся, работающем организме. Они, как мощные артерии, несут потоки людей к жизненно важным объектам - заводам, вокзалам, рынкам, порту. Они разводят их, усталых, отягощенных сумками и дневными заботами по спальным районам. Улицы являются местом нашего общения, объединяют нас в своеобразные землячества, воспитывают нас, формируют первые впечатления о малой родине.

209Улицы как люди, есть официальные, парадные, по которым гуляет в выходные дни нарядная публика, возят   гостей,   снуют машины, а есть скромные, неприметные, в тенистую прохладу которых приятно нырнуть в летний полдень и спокойно идти, точно зная, что никого здесь не  встретишь, и никакая машина не затормозит с визгом у твоих ног на перекрестке. Одним улицам повезло больше – они чисты, покрыты асфальтом, обеспечены светофорами, переходами, урнами, другим не повезло вовсе – они не замощены, заполнены непроходимой грязью, засыпаны золой и заставлены ведрами с мусором.

Но какими бы они ни были, они определяют лицо города, создают его неповторимый колорит, характерный только для данного места и никакого больше.

Но самое главное, улицы – это прекрасный исторический источник, наглядная летопись города, постоянно напоминающая нам о наших корнях и истоках.

К сожалению, названия современных улиц практически не несут никакой информации, не фиксируют индивидуальность города, а скорее, обезличивают его. Действительно, в каждом городе есть 1, 2, 5, 7 и так далее линии, улицы Коммунистические и Социалистические, имени Ленина и Горького.

Названия улиц дореволюционного Азова удивительно конкретны, неслучайны, ведь двести лет назад, когда они появились, официальных названий и мне давали, их называли сами люди, закрепляли в названии характерные особенности, сопутствующие только им. "Подгорная", "Монастырская", "Лазаретная", "Паровая", "Батарейная", "Аптечная" - такие названия - живая история Азова. Как жаль, что сейчас они заменены, как обеднели мы от этого.

210Обратимся же к самому началу, к Азовской крепости, которая дала жизнь нашему городу и определила характер его застройки на начальном этапе. Улицы старого Азова стали формироваться в конце XVIII века, когда Азовская крепость послеКучук-Кайнаджирского мира 1774 г., навсегда была присоединена к Российской империи. Крепость имела форму многолучевой звезды, обращенной бастионами и равелинами в степь, со стороны реки Дон бастионов не было. На 1801 г. в крепости было 12 ворот: Алексеевские (сохранились ныне), Троицкие - главный въезд в крепость (на нынешнем спуске Розы Люксембург), Никольские (примерно в районе пересечения ул. Советской и Суворова), Верхние Таганрогские (сохранилась часть, - так называемые Генуэзские). На берегу Дона на территории грузового порта расположены были Нижне-Таганрогские, Верхне-Донские, Нижне-Донские, Артиллерийские, на месте судоверфи – Азовские надводные, Азовские палисадные, просто Палисадные и Прорезные. К воротам с внешней стороны были проложены дороги. Территория самой крепости была разбита на ровные кварталы и современные улицы внутри крепости, спуск Петровский, Розы Люксембург, спуск к речному вокзалу, улицы Ярославского, Энгельса, Генуэзская расположены по старым проездам, разделявшим кварталы. Названий эти магистрали не имели, были ориентированы строго по осям: север-юг и восток-запад. В конце XVIII века с двух сторон Азовской крепости выросли форштадты ("форштадт" - укрепление, поселение впереди крепости). Впрочем, "выросли" - не совсем верное определение, они были тщательно спланированы и расположились четко вдоль двух дорог, ведущих в Азовскую крепость. Солдатский форштадт расположился вдоль Московского тракта (нынешняя Московская улица), шедшего по высокому берегу в главные Троицкие ворота крепости. Названий улицы форштадта тогда так же не имели, были ориентированы с юго-востока на северо-запад, пересекающие их переулки с юго-запада на северо-восток. На их месте сейчас улицы К. Либкнехта, Гоголя, Дзержинского, Октябрьская, переулки Социалистический, Красноармейский, ул. Измайлова.

Под горой улиц не было, там шла дорога из Азовских ворот крепости вдоль р. Азовки к понтонной переправе через р. Азовку. Переправа располагалась чуть ближе нынешнего Коллонтаевского моста, от нее шла дорога на Дмитриевскую крепость (Ростов-на-Дону) через станицу Елизаветинскую.

Из Верхне-Таганрогских ворот Азовской крепости шла дорога в слободу Кагальницкую (по ул. Украинской). Затем она разделялась на две дороги, - верхняя шла по горе (ныне ул. Кирова), нижняя – под горой (ул. Украинская). Вдоль верхней дороги расположились кварталы купеческого форштадта. Из Троицких ворот на юг шла дорога на Ейское укрепление; на север, через Дон – шла дорога в Троицкую крепость на Таганьем Рогу (ныне Таганрог). Вдоль этих основных осей и стали формироваться кварталы Азовского посада после упразднения Азовской крепости в 1810 г. Параллельно улицам солдатского форштадта, в сторону степи за Московским трактом были проложены и улицы (нынешние Ленинградская, Толстого, Ленина, Пушкина, Мира), между крепостью и форштадтом прошел большой бульвар. Купеческий форштадт так же распространился в сторону степи. Новые застройки соединились под углом в центре, отчего контур посада приобрел форму бумеранга.

211К сожалению, в музее нет карт и планов Азовского посада первой половины XIX века, в фондах имеется подлинный "План существующего расположения посада Азов Екатеринославской губернии Ростовского уезда с показанием названия улиц", составленный примерно в 1880-мгоду. Судя по нему, Азовский посад был разделен на три части: "Крепость", "Форштадт" и "Малакановка" (орфография XIX века). В крепости улицы имели следующие названия: самая первая от р. Дон - Донская – сейчас это территория грузового порта. Следующая - Заводская (ныне Генуэзская), она начиналась от винокуренного завода, расположенного за крепостными стенами, напротив Верхне-Таганрогских ворот, отсюда и название.

Далее шла Упорная улица (теперь ул. Ярославского), - она упиралась в Полугорный бастион. На самом высоком месте крепости – на горе находилась каменная церковь во имя Святого Александра Невского (поул. Энгельса, квартал между ул. Советской и спуском Р. Люксембург). Улица, проходившая под горой, называлась Подгорной (сейчас это ул. Энгельса), а с церковью было связано сразу несколько названий: площадь перед церковью носила имя Александра Невского, а спуск, шедший мимо нее к порту, - Александрово-Невским спуском (ныне спуск им. Розы Люксембург). Улица, огибающая с внешней стороны Полугорный бастион Азовской крепости, называлась Крепостной, а с внутренней стороны полугорного бастиона шла Надеждинская улица (ныне Советская). Круто спускающийся Петровский спуск прежде назывался улица Крутая, - она доходила прямо до р. Дон, а Пролетарский спуск был раньше Александровским.

Улица, прошедшая вдоль срытых укреплений Петровского бастиона и бастиона Санкт-Анны, носила название Лазаретной, - на старых планах Азовской крепости в этой части обозначен бастионный лазарет. Сейчас это улица Лермонтова.

Одна из улиц в исторической части Азова получила название "Генуэзская". До революции она называлась "Заводская", так как начиналась от винокуренного завода, располагавшегося за Полугорным бастионом бывшей Азовской крепости. Генуэзская улица своим звонким иностранным названием сразу вызывает представление о порте, гавани с галерами, нагруженными бочками, о залитых солнцем белых камнях крепости, разноязыком шумном базаре, где слышна итальянская, арабская, греческая, татарская, славянская, еврейская речь, где суетятся люди, скрипят арбы и повозки, раздается ржание лошадей и пронзительное лязгание башенных ворот. Все это было здесь в окрестностях этой спокойной неприметной улицы 600 лет тому назад, ведь расположена Генуэзская улица в богатейшем историческом месте Азова, где в XIII-XV веках существовала самая северная итальянская колония Тана. Известно, что в XIIIвеке Италия не являлась единым государством, состояла из нескольких городов-государств. На побережье Средиземного моря властвовала торговая республика Генуя, а на Северном побережье Адриатики - крупнейшая морская торговая республика Венеция - опасный и постоянный конкурент Генуи. Имея сильный торговый и военный флот, располагая факториями на Черном и Азовском морях, Генуя и Венеция играли видную роль в международной торговле. В XIII веке территория, где находится Азов, входила в состав Золотой Орды, здесь находился монголо-татарский город Азак. Здесь итальянские купцы основывают свою колонию, которую называют Тана. Первыми в Тане появились генуэзцы в 1261 г. Византийский император открыл им доступ в Черное и Азовское моря. Появление венецианцев в Тане привело к конфликту с генуэзцами, которые уже успели здесь укрепиться. Генуэзцы требовали монополии на торговлю в Тане, конфликт разбирал сам Папа Римский. В 1333 году хан Узбек выдал грамоту венецианцам на отдельное от генуэзцев поселение. Участок венецианцев находился в районе современного порта Азова. Вблизи от венецианского квартала находился генуэзский поселок, они были разделены рвом, а в 1375 г. напротив генуэзцев венецианцы выстроили стену из кирпича.

Тана стала крупным транзитным портом. Отсюда начинался Великий Торговый путь из стран Западной Европы в Китай, Персию и Индию. Через наш город восточные товары: шелк, специи, парча, драгоценности шли в страны Западной Европы, а на Восток отправлялись полотняные и шерстяные ткани, медь и вино. ЧерезТану проходил и второй крупный международный торговый путь из Москвы в Константинополь, сюда поступали мех, лес, пенька, лен, сало, мед, воск. В XIII-XVвеках в Тане процветает работорговля. Стоил раб от 200 до 600 танских аспров (мелких серебряных монет). Западные купцы вывозили из Таны и местные продукты: вязки соленых спинок осетров и севрюг, соленых, вяленых и сушеных лещей, черную икру, кожи крупного рогатого скота, а так же пшеницу и рожь, выращиваемые татарами в донских степях. Во главе генуэзской и венецианской колонии стояли консулы. В 1898 г. в Азове была найдена надгробная мраморная плита венецианского консула в Тане Иакова Корнаро, представителя знатного патрицианского рода. Помимо венецианской и генуэзской колонии в городе были греческая колония, армянское поселение и еврейское гетто. Тана отличалась красивыми постройками, об этом пишут все путешественники. Сейчас, стоя у стен грузового порта, трудно себе представить, что 600 лет назад здесь была площадь, а на ней прекрасные, украшенные мрамором здания: церковь Святого Марка, церковь Святого Доминика, церковь Богородицы, церковь Святого Якова, два монастыря Святого Антония и Святой Марии, армянская и греческая православная церкви, дом консула, лоджия - здание, где купцы заключали сделки.

Торговое значение Таны было настолько велико, что борьба за право торговли в ней была причиной четырех войн между Венецией и Генуей. Борьба эта отражалась на взаимоотношениях между генуэзской и венецианской колониями в Тане, между купцами часто происходили столкновения.

Во время феодальных усобиц в Золотой Орде в 60-е годы XIV века Азак и Тана много раз переходили из рук в руки соперничающим ханам. Жители Азака и Таны принимали участие в знаменитой Куликовской битве на стороне монголо-татар.

Осень 1395 года была страшной для Таны. Войска азиатского завоевателя Тимура (Тамерлана, известного современным телезрителям благодаря исторической рекламе банка "Империал") подступили к Азаку-Тане. Находившиеся в это время в Тане генуэзцы, венецианцы, каталонцы, бискайцы и другие купцы направили к Тимуру послов с подарками и просьбой пощадить город, разрешить продолжить мирную торговлю. Тимур обещал выполнить просьбы купцов, но 14 сентября 1395 г. войска Тимура ворвались в город и устроили там страшный погром. Многие купцы, не успевшие бежать на стоящие в гавани галеры, были перебиты, уведены в рабство. Город Азак и Генуэзско-венециаиская колония были сожжены дотла.

Многие жители, закопав в спешке сокровища, так никогда и не вернулись к ним. После ухода войск Тимура, бежавшие генуэзские и венецианские купцы вернулись в Тану и вновь стали возводить крепость, чтоб чувствовать себя в безопасности во время непрекращающейся смуты в Золотой Орде. В 1428 г. венецианцы закончили свою крепость, такой же замок построили и генуэзцы. Стены этих замков охраняли воины с арбалетами, луками, аркбаллистами, мечами и фитильными ружьями. Итальянская Тана пережила еще несколько погромов, великих пожаров. Захват турками Константинополя в 1453 г. и проливов в Черноморье привели к упадку торговли в Тане. Турецкая опасность заставила генуэзцев Таны не порывать связи с венецианцами, они просят прислать оружие для защиты крепости. Однако в первых числах июля 1475 г. генуззско-венецианская Тана была захвачена турками-османами. Турки отстроили и укрепили крепость, которая получила название Азак (в русских источниках - Азов). Итальянские замки органично вошли в состав турецкой крепости и долго еще имели итальянские названия, - турки их называли "Венедик-Kале" (Венецианская крепость) и "Дженевиз-кале" (Генуэзская крепость).

С генуэзцами связано еще одно название "Генуэзские ворота". До революции старинные каменные ворота в западной части крепости назывались "Крепостными", "Генуэзскими" они стали в 30-е годы нашего века, когда после раскопок было решено, что принадлежат они генуэзской колонии. Раскопки проводились в 1935 г. экспедицией Ростовского областного бюро охраны памятников. В 1935 году ворота представляли собой две параллельные каменные стены (пилоны), расположенные по ширине земляного вала крепости и отстоящие друг от друга более чем на 3 метра. Длина стен достигала 13,5 м. Стены ворот были облицованы тесаным камнем на известковом, с примесью песка, растворе, а их середина забучена мелким камнем.

В средней части южной стены еще сохранились тогда остатки верхних плит, образующие карниз и кованные железные штыри, - по одному с каждой стороны ворот, вдолбленные в цельный камень. На эти штыри надевались створки ворот. Исследователь Б. В. Лунин решил, что основные архитектурные черты остатков ворот явно говорят о принадлежности Тане. Подтверждение он нашел в частых находках обломков поливной посуды XIII-XV веков при раскопках. В пользу Таны свидетельствовало еще одно обстоятельство. При раскопках восточной стены на 0,9 м ниже основного фундамента были обнаружены остатки деревянных свай, забитых в землю, на глубине 2,25 м от поверхности земли выступала подпочвенная вода. Таким образом, выяснилось, что северная сторона ворот была построена на болотистой местности, которую приводилось укреплять деревянными сваями, камнями, насыпной землей. А в тексте одного из документов Лунин прочел, что при постройке ворот итальянцы столкнулись с подпочвенными водами, что заставило их забивать сваи и крепить землю под фундаментом. Так было решено, что ворота итальянские. К сожалению, Б. В. Лунин не упоминает, что это за документ, в котором идет речь о постройке "Генуэзских ворот", поэтому, не исключено, что речь идет о постройке других ворот.

Турецкий путешественник ЭвлияЧелеби, посетивший великолепную Азовскую крепость, писал, что вообще все северные ворота крепости были на решетчатом основании из опорных столбов. Челеби писал, что на северных воротах Френк-хисара (старой итальянской крепости) была мраморная плита с изображением крылатого льва. Лев этот "дожил" до нашего столетия. В 1901 г. упоминалось, что на воротах когда-то находились остатки разбитого туловища льва. Даже в наше время, в 60-е годы старожилы рассказывали археологу Л. М. Казаковой, проводившей раскопки в Азове, о существовании на "Генуэзских воротах" каменного круглого свода, а на фасаде свода со стороны въезда горба в виде щита со стоящими по бокам львами. Может плита со львом и была помещена на воротах, остатки которых сохранились сейчас, однако сами они генуэзскими не являются. Это Верхне-Таганрогские ворота Азовской крепости, построенные в конце XVIII века. Итальянские ворота, быть может, находились где-то рядом.

Память о венецианцах и турках как-то не увековечилась в топографии. Азова (хотя в документах 1918 года упоминается Турецкая улица), а вот Генуе повезло, напоминание о Генуэзской крепости сохранилось. Прошло каких-то 600 лет - мгновение в истории - и все, все пошло прахом: львы, щиты, Тамерлан и хан Узбек, консулы и арбалетчики, и от всего этого великолепия, экзотики и суеты осталось лишь одно название "Генуэзская улица" - как звонкая золотая монета, затерянная в чужой земле.

2         425