Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Азовская судоверфь //Друшляков, В.Ю. Острова. Часть 2 /В.Ю. Друшляков.- Азов: АРТ, 2020. – С.56-61 с.: ил.
Азовская судостроительная верфь была основана для строительства и ремонта рыболовного флота Азово-Черноморского бассейна и других судов различного назначения. Развитие Азовской судоверфи неразрывно связано с развитием азовского рыболовства.
Происходила индустриализация промыслов, внедрение новой техники и увеличивалась производительность труда рыбаков. На судостроение повлияла сплошная коллективизация рыбаков, проведённая в 1930 году.
Положительные результаты колхозного рыболовства отмечены с первых годов развития рыболовного флота. Коллективизация совместно с флотом позволила внедрить технические нововведения, использовать более крупные ставные невода, освоить кошельковые невода и драги.
Коллективизация способствовала быстрому росту рыболовецкого и транспортного флота, что обеспечило развитие экспедиционного лова, при котором рыбаки идут за рыбой туда, где промысел более богат и качественен. Значение экспедиционного лова, как переход от пассивного к активному, систематически возрастало. Технические нововведения позволили ликвидировать такие хищнические способы лова осетровых, как самоловные крючья.
В предвоенные годы до технической революции на промысле было ещё далеко. На первых отечественных судоверфях, таких как Азовская, преимущественно выпускался флот на деревянных остовах. По-прежнему в своём большинстве преобладал вёсельный флот. Лишь к 1940-му году начали выпускать большое количество моторных судов.
Но пришла война. Ушедших на фронт рыбаков заменили старики, женщины и подростки. На судах Азовской верфи они вели промысел в Таганрогском заливе и Азовском море ночами, нередко под артиллерийским обстрелом и бомбёжками врага. С первых дней войны самоходные суда Азовской судоверфи приняли активное участие в эвакуации мирного населения на кубанскую сторону. Эвакуировали колхозное имущество и оборудование предприятий. Позже, из рыбацких судов был сформирован дивизион тральщиков.
В целях укрепления обороноспособности Крыма и Приазовья, Государственный Комитет Обороны 20 июля 1941 года принял решение о создании Азовской военной флотилии. Всем известно, что часть Азовской флотилии базировалась в Азове и его окрестностях. Часть самоходного флота рыбаков-колхозников была мобилизована и влилась в состав Азовской военной флотилии. На Азовской верфи часть гражданских судов реконструировались и вооружались. Судам, требующим ремонта, оказывалась практическая помощь.
15 августа 1941 года началось формирование Отдельного Донского отряда (ОДО) для действий в Таганрогском заливе и на нижнем Дону. В этот отряд тоже вошли корабли, ранее изготовленные на Азовской верфи и реконструированные под боевые действия. Корабли с небольшим водоизмещением имели и малую посадку, что в некоторых случаях было преимуществом, например, курсирование по узким и неглубоким протокам дельты Дона. Значительная часть личного состава на этих кораблях набиралась из местных моряков гражданского (рыболовного) флота. Боевая подготовка призывников шла уже в условиях войны. В период временной оккупации фашистские захватчики нанесли огромный ущерб материально-технической базе верфи. Здания и оборудование верфи, которое не успели эвакуировать, сильно пострадали. Заложенные суда в разной степени готовности были уничтожены. Рыболовецкий флот, который попал в оккупацию, также был почти полностью уничтожен. Однако задача восстановления судоверфи в послевоенные годы была успешно решена в относительно короткий срок. Послевоенные колхозы быстро обзавелись самоходным флотом, так как Азовская судоверфь не стояла на месте. Это позволило вести активный морской лов. Рыбаки получили в своё пользование от судостроителей СЧСы и азовские сейнеры, моторные фелюги и моторные боты, другой флот. По Азово-Черноморскому бассейну в 50-е годы курсировали несколько сотен кораблей Азовской судоверфи.
На пике своего развития, на верфи работало более 1200 человек. Судостроители сдавали до 20 судов в год. Предприятие обладало полным циклом производства со своей кузницей, сборочным, литейным, гальваническим, моторным и другими цехами. Самыми востребованными судами азовских корабелов, и как следствие самыми известными в стране и за рубежом, были средние черноморские сейнеры (СЧС) проекта морские линейные буксиры проекта 1496 и десантные корабли проекта 1785. За серийный сейнер проекта 572/34Б Азовская судоверфь была награждена Аочётным дипломом Всесоюзной торговой палаты. Корабелы, принимавшие участие в постройке судна, получили медали ВДНХ. За 20 лет с 1954 года до 1974 года, на протяжении которых строились суда типа СЧС (150), в различных модификациях, Азовская верфь выпустила 436 единиц подобных сейнеров. В 70-е годы была освоена и другая продукция для рыбаков: начался серийный выпуск рыболовных траулеров МРС-225 проекта 1322, сейнеров СЧС-225 проекта 1330, строительство НИСов (научно исследовательских судов), строительство нефтемусоросборочных судов проекта 1515.
С 1980-го года судоверфь серийно производит катамараны проекта 14630 для сбора мусора и очистки водной поверхности от разлившихся нефтепродуктов по заказу ВМФ. К концу 80-х верфь освоила серию морских буксиров проекта 14970, которые пришли на смену 1496. После этих серийно выпускавшихся судов началась череда реорганизаций и преобразований, которые привели к невозможности серийного судостроения в систематическом виде, и о «сериях» речи уже не велось. Только проекты...
Были единичные заказы. Например, в 2002 году судостроители спустили со стапеля малый рыболовный бот проекта 13312. На верфь в последние годы работы приходили СЧСы и малые рыболовные боты, в основном украинские, появляясь в Азове только для проведения ремонта. В 2008 году заводу удалось построить два земснаряда.
Чтобы как-то удержаться на плаву, на одном из причалов был организован участок перевалки грузов с зоной таможенного контроля. Участок перерабатывал до 20 000 тонн различных грузов в месяц. Мало кто знает, но отсюда отгружали наш Азовский песок на строительство Крымского моста.
На сегодняшний день «Азовская судоверфь» имеет лицензии Российских Морских и Речных Регистров на строительство и ремонт судов. При этом на сегодняшний день основным направлением деятельности верфи является разработка небольших катеров и яхт по индивидуальным заказам. Между тем, для постройки судов предприятие располагает следующими производственными мощностями:
1.Корпусной цех площадью 1683кв.м., в числе которого два участка корпусообрабатывающего производства и три участка сборочно-сварочного производства, включая стапель.
2. Механический цех общей площадью 1553кв.м., в том числе производственной площадью 1317кв.м. Станочный парк механического цеха составляет 95 единиц действующего оборудования.
3. Спуск и подъём судов осуществляется с помощью поперечного слипа грузоподъёмностью до 200 тонн.
Знакомим читателей с одним из ветеранов верфи. Интервью у Владимира Фёдоровича Мишустина в 2013 году взял Владислав Букин при посещении Азовской судоверфи. Бригадир механиков, почётный гражданин Йемена, Владимир Фёдорович рассказал немного о себе: «На этом предприятии я работаю с 1968 года, а до этого 26 лет ходил на рыбопромысловых судах. Был вторым механиком, потом старшим на больших автономных морозильных траулерах, даже награду получил «Знатный рыбак Камчатки». Шесть лет в качестве представителя министерства рыбного хозяйства находился за границей. Сдавал наши корабли, в Иране, на Кубе, в Новой Зеландии, в Порту-Луи, в Йемене. Продукция нашего предприятия славилась за границей и особенно СЧСы, десантные корабли и буксиры. Однажды, во время шторма в Порту-Луи, унесло в открытое море яхту губернатора, вместе с ним и его супругой. Так ни один пароход не покинул гавань, все боялись шторма. А наш буксир 1496-й, который мы там сдавали, вышел на помощь и благополучно отбуксировал яхту в порт. У нас даже отзыв остался от губернатора: «Спасибо за хорошее качество!». Пусть где-то в дизайне мы отставали, но качество наших судов было безупречное».
У предприятия были глобальные планы по возведению новой верфи. В Северо-Западной промышленной зоне Азова на площади 25 га предполагалось строительство нового комплекса, способного выпускать до 12 судов грузоподъёмностью до 10 тысяч тонн и длиной 1 до 150 метров в год. Это должны были быть сухогрузы, рыбопромысловые, наливные, суда технического флота и другие суда. В больших объёмах новая верфь ориентировалась на судоремонт, переоборудование и модернизацию судов всех проектов. На будущей верфи планировали создать около 1000 новых рабочих мест, что Азов потерял.
Потенциальные инвесторы, в том числе «Внешэкономбанк» готовы были вложить необходимые 6,2 млрд рублей, но как часто бывает, что-то помешало. Причём проект судоверфи Советом по инвестициям при губернаторе Ростовской области был включён в программу «100 губернаторских проектов», что давало некоторые преференции... Верфь была также включена в Федеральную программу «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» в Южном Федеральном округе. Новое предприятие должно было включится в ремонт вооружения и военной техники по тендерам Министерства Обороны. Руководством верфи были заключены договора с университетами и средними специальными учебными заведениями для подготовки профильных специалистов.
Новая судоверфь могла составить достойную конкуренцию построенным в последние годы в регионе судостроительным и судоремонтным верфям в Турции, Румынии и Болгарии. Но...
Азовское профессионально техническое училище (ГПТУ № 28) ежегодно готовило для судоверфи специалистов по профессии «Сборщик корпусов металлических судов», которые из-за своей высококвалифицированной профессии были востребованы на верфи и не только. Специалисты обладали навыками сварщиков, слесарей, механиков... Учащиеся закрепляли свои профессиональные качества не только в учебных мастерских, но и на самой верфи. Кстати, слесарный инструмент (различные гаечные ключи, молотки и пр.) изготовленный учащимися по соответствующим стандартам, после термической обработки поставлялся на судоверфь.